Как в театре создают новогоднюю сказку
Новогоднюю сказку в театре создают не только артисты, но и те, кто работает за кулисами и в чьих руках рождаются декорации и костюмы для праздничных постановок. Об особенностях работы невидимых волшебников и о чуде, которое они делают зримым, – Анастасия Сапегина.
Стук молотка, жужжание дрели – так, в суете и сосредоточенном труде, начинается чудо. Первыми на сцену выходят плотники и художники. И вот уже виднеется фасад "Воспоминаний об одном Рождестве".
"Мы используем графические элементы, как в мультипликации, но при этом сочетаем их с реальными фактурами, как будто это смешанный мир из реальности, воспоминаний и детских интерпретаций прошлого", – рассказала cценограф Мария Васильева.
Здесь нет привычных Деда Мороза и Снегурочки. Волшебство – в совместном приготовлении пирога. Даже спектакль создавали по такому рецепту: каждый актер добавил свой секретный ингредиент.
"Для меня Новый год – в самых мелких вещах, это те самые чудеса, которые с нами случаются. На самом деле они нас окружают постоянно, но под Новый год они становятся особенными", – поделилась режиссер Ирина Михеева.
На сцене – оживший детский рисунок. Мука превращается в снег, ложка пляшет в ритме миксера. И костюмы здесь – продолжение философии спектакля: в них герои греются от холода реального мира. Но чудо происходит не только на кухне, но и за дверцей старого шкафа. В Театре на Бронной – спектакль по "Хроникам Нарнии".
"Стоят шкафы, мебель, стены – это кабинет профессора. И вдруг падает шкаф и превращается в сугроб. Из шкафа вылетает пальто наверх. Другой шкаф схлопывается в ледяную глыбу", – рассказал художник-постановщик Константин Розанов.
Новый год – время чудес, поэтому из кабинета профессора можно попасть прямиком в Африку. Валерий Маркин создал сценическую версию "Мамонтенка". Режиссер говорит: волшебство одинаково и под ёлкой, и под пальмой. На сцене для этого создали целый ландшафт.
"Мы попытались создать игрушечный мир, с одной стороны, а с другой – в какой-то степени живой. И фотографии смотрели, и костюмы из Африки смотрели, и фильмы смотрели", – сообщил режиссер Валерий Маркин.
А еще с новогодним чудом можно путешествовать, если уместить его в "ящик". Именно так и было на протяжении веков. В Святки народный кукольный театр – вертеп – разыгрывал библейскую историю. Сценой служил двухъярусный домик. Со временем религиозный сюжет ушел, но потребность в праздничном представлении осталась. В 30-е, после статьи Павла Постышева, кукольный театр начал работу над новогодними детскими постановками. От них остались лишь эскизы. Вот новый, советский Дед Мороз – красная шуба, белая борода.
"В фойе происходит та самая знаменитая интермедия с Дедом Морозом, Снегурочкой, с догонялками, разными конкурсами и так далее, и в конце обязательно хоровод", – уточнил главный хранитель Музея Театра кукол им. Образцова Гордий Салтыков.
Меняются декорации и костюмы. Но неизменным остается одно – чудо. И пока в него верят, оно будет случаться: на сцене, в зале и за дверцей домашнего шкафа.