Как в Советском Союзе изображали Новый год
Этой зимой в моду вновь вошла ретро-эстетика советских новогодних открыток – с их мягкими цветами, тонкой проработкой деталей и узнаваемыми образами. Искренние и теплые рисунки на протяжении десятилетий выражали дух времени и создавали особое, волшебное настроение. Передавали его и плакаты, в том числе к старым фильмам. Как формировался визуальный образ всенародно любимого праздника, расскажет Ксения Луженкова.
Из Алма-Аты – в Москву, из Ленинграда – во Владивосток. Эти веселые картинки преодолевали сотни километров по необъятной стране, чтобы донести теплые слова. В канун Нового года наши бабушки и дедушки покупали в киосках Союзпечати целую пачку открыток – по пять копеек штука. Каждая отражала эпоху: демонстрировала космические достижения, строительство сталинских высоток, показывала, как расширялась и росла столица.
"Вот эта крохотная избушка, которая доживает последний век, а открытка 60-х годов повторялась несколько раз. Она была необыкновенно популярной. И вообще работы Ольховой интересны тем, что она вклинивает архитектуру города – старую и новую, старую и новую", – отметила глава отдела "История Москвы" Музея Москвы Ирина Карпачеева.
До середины 30-х в Советском Союзе вовсе не было Нового года. Буржуазный праздник с елкой и подарками запретили. Все изменила статья партийца Павла Постышева: "Устроим хорошую советскую елку!" – призывал он. А после войны новогодние сюжеты появились на экране. Сказочный старик с белоснежной бородой перекочевал и на рекламные плакаты. Вот, например, Дед Мороз зазывает детей из советских республик в пионерский городок в Парке Горького. Еще в фольклорной традиции это был образ приходящего в сочельник Деда, предка с дарами. С ним ассоциировался и "Морозко" Александра Роу.
Один из первых показов состоялся недалеко отсюда – в кинотеатре "Космос" на ВДНХ. После актер Александр Хвыля стал главным дедом морозом Советского Союза и радовал детей на кремлевских елках более 15 лет. "Морозко" получил главный приз на детском конкурсе Венецианского кинофестиваля. "Морозко" ставили в Малом и Театре Сац. Постановку тоже рекламировали.
"Характерное отличие плаката от афиши в том, что здесь это не шрифтовое решение, а решение с изображением. Такая зимняя сказка. Шрифт – вот такие ледяные буквы, и девочка идет по зимнему лесу в сторону замка волшебника", – рассказала хранитель музейных предметов Российского национального музея музыки Екатерина Картамышева.
Еще один фильм, формировавший новогодние традиции, – игровой дебют Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". Первую афишу рисовали от руки. Это коллаж с циферблатом. После выхода фильма стрелки на двенадцать стали изображать на елочных шарах и открытках как символ новогоднего чуда.
"Сама картина была очень легкая, оттепельная, которая и заложила основу празднования телевизионных "Голубых огоньков", основы того, что Новый год обязательно нужно отмечать с советским шампанским, есть замечательная традиция советских маскарадов", – сказал сотрудник Музея кино Станислав Луговой.
За полвека новогодняя тематика в печати приобретала разные формы, но атмосфера грядущего чуда оставалась неизменной.