Эрмитаж представляет парадные вазы Императорского фарфорового завода
Ботанический атлас в керамике. Вазы Императорского фарфорового завода конца XIX – начала XX века представили в Эрмитаже. Каждый предмет здесь украшен растительным орнаментом, который писался исключительно с натуры. Художники работали в тандеме с растениеводами. Результат их творческого союза оценил Дмитрий Ясковский.
В центре внимания сервиз "Флора России", созданный еще в эпоху Александра III. Это, правда, не подлинник, а современная копия работы мастеров Императорского фарфорового завода.
"Фарфор – это высший показатель конкурентоспособности страны и не только в сфере культуры. Это такая вершина, если вы можете делать это, то у вас и все остальное должно быть лучше всех", – заявил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Все эти вазы, если не прошли через руки императорской семьи, то хотя бы были ими увидены. Александра Федоровна лично одобряла работу мастеров.
"Результаты, которые понравились членам императорской семьи, которые пожелали иметь эти вазы в своих апартаментах или подарить их своим августейшим родственникам, приближенным на праздники Рождества и Пасхи", – сказала куратор выставки Екатерина Хмельницкая.
Эти вазы создавали в эпоху модерна, со свойственными ему стилизацией и романтическими веяниями. Но у императорской коллекции была своя совершенно противоположная особенность: абсолютное, почти фотографическое копирование растений. По сути это ботанический атлас, запечатленный на фарфоре.
"Например, на сухарнице – эвриала устрашающая, это очень редкое растение Дальнего Востока, которое трудно найти в природе. Оно очень красивое, очень древнее, и оно есть на выставке. Можно полюбоваться его необычным опушенным бутоном, интересными фактурными листьями", – рассказал старший научный сотрудник Главного ботанического сада им. Цицина РАН Александр Кабанов.
Эта экспозиция пример того, как на смену эстетическому подходу пришел подход научный. Художники объединили усилия с ботаниками и стали искать красоту не в экзотических оранжерейных плодах, а на крестьянских огородах.
"К примеру, та же тыква, цветущая тыква. Плоды – это тема излюбленная, плодородие. Это было всегда, это любили. А вот чтобы была цветущая тыква как герой целого фарфорового произведения – это на самом деле необычно, то есть смогли найти красоту в простом", – добавил Александр Кабанов.
В погоне за достоверностью художники отправились со своими этюдниками во все концы России. В Никитском ботаническом саду они хотели увидеть, как цветет дерево "Павловния".
"Это дерево, которое растет только на юге нашей страны, художники дважды снаряжали экспедицию для того, чтобы увидеть, как растет это тюльпаноносное дерево, названное в честь великой княгини Анны Павловны, дочки императора Павла I. Но дважды они не успевали, растение отцветало", – пояснила куратор выставки Екатерина Хмельницкая.
Предметы поражают фотографически точными изображениями, а вот сопроводительные этикетки не всегда им соответствуют. Под нарисованной калиной – это хорошо видно по листьям – почему-то стоит надпись: "Ваза. Рябина". Так что любознательным посетителям предстоит самим разобраться, как и когда вкралась эта ошибка.