В Историческом музее завершили реставрацию двух картин Семирадского
В Историческом музее завершена реставрация двух больших исторических полотен Генриха Семирадского – "Похороны руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом". Учитывая размер и состояние картин, работы проводили непосредственно в залах музея. Подробности – у Юлии Струковой.
Многофигурные полотна теперь в тех красках и оттенках, какими они были у художника. Несколько месяцев специалисты удаляли мутную "пелену": пыль, реставрационный лак с воском, слои, которые накопились за 30 лет с последней реставрации.
"Когда мы удаляли слой пыли, открывались детали, открывались складки, открывался цвет орнамента на одеждах – и это было интересно. Это одно из удовольствий реставратора. Весь колорит картины изменился, не только детали. Они стали более контрастные. Все теплые оттенки проявлялись", – поделилась художник-реставратор Ирина Владимирова.
Полотна заказал в 1881 году граф Алексей Уваров – историк, археолог, первый директор Исторического музея – к его открытию. Сюжеты – строго документальные, на основе письменных источников арабского путешественника Ахмада Ибн Фадлана и византийского хронографа Льва Диакона.
"Задача была тоже чрезвычайно сложная: граф Уваров синтезировал в ней идею рождения этноса. Громко говорить "русского этноса", его тогда не было, он сложно формировался. Это, в первую очередь, славяне, жившие здесь, восточные; пришедшие, основавшие дружину, подхватившие управление норманны – скандинавы, викинги – и финно-угры, автохтоны этой территории", – рассказала старший научный сотрудник Государственного исторического музея Анастасия Васильченко.
Генрих Семирадский делал подробнейшие эскизы. Согласовывал с Уваровым композицию, персонажей и мельчайшие детали. Писал картины в своей мастерской в Риме. Полотна – площадью в 20 квадратных метров каждое – везли из Рима по железной дороге. Художнику Генриху Семирадскому заплатили 30 тысяч рублей. Картины тогда были самым дорогим приобретением музея, и позже вокруг них выстраивалась экспозиция из предметов времени.
В зале Х века тот же подлинный предметный ряд, что и на картинах. Питьевой рог в витрине и рядом с щитом в драккаре. Скандинавские фибулы, славянские бусы, финно-угорские копья и топоры, найденные при раскопках.
"Сейчас до сих пор, в том числе сотрудниками нашего музея, работы в этих комплексах продолжаются. Это и знаменитое Гнёздово, где работают экспедиции. Это потрясающие раскопки, которыми руководит Николай Андреевич Макаров на Владимиро-Суздальской земле. Эти работы были начаты нашим создателем Уваровым", – отметил генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Полотна исследовали в ультрафиолете, сделали фотофиксацию. Подробно изучили их судьбу. До революции картины висели в другом зале. В 1917 году при восстании юнкеров и обстреле Кремля в нем были выбиты стекла – осколки посекли картину "Похороны руса в Булгаре". А еще тогда у полотен были гипсовые рамы с узором – норманно-скандинавской плетенкой, – которые, к сожалению, пропали после революции.