"Расстроенная семья" – первая в России постановка пьесы Екатерины II
Царский подарок приготовил Малый театр любителям раритетов. "Расстроенная семья" – первая в России постановка пьесы Екатерины II. Императрица написала несколько десятков драматургических произведений. Многие, по мнению режиссера спектакля Андрея Максимова, и сегодня звучат актуально. Юлия Струкова продолжит.
Императрица здесь в прологе и эпилоге. Екатерину II режиссер вводит в спектакль, чтобы рассказать о том, что она сделала для страны – о существенном приросте населения, фабрик, казны, территорий.
"Это одна из тех героинь русской истории, с которой мне хотелось бы пообщаться. Она была очень мудрым правителем, почему она и правила 34 года. Немка из маленького княжества", – признался режиссер, автор инсценировки Андрей Максимов.
А еще она оставила после себя 12 академических томов сочинений в разных жанрах и множество пьес с увлекательными сюжетами и афоризмами. Их ставили в екатерининское время, а потом забыли. Большинство из них – о семейных ценностях. В этой пьесе Елена Харитонова – и в роли императрицы, и в роли матери семейства – Собриной.
"Это автобиографичная роль, поэтому, может, имя она ей не дала. Она хотела видеть, может быть, себя в этой женщине, которая держит домашний очаг. Каждая женщина императрица в своем доме, и каждая императрица – мать для своего государства", – поделилась народная артистка России Елена Харитонова.
Действие разворачивается вокруг многоуважаемого шкафа – символа дома, который хранит историю разных поколений. Собрины готовятся выдать замуж дочь по имени Прелеста за Добрина. В пьесе сохранен язык екатерининского времени, который актеры учили почти как иностранный. В деле "устроительства Прелесты" возникает помеха – человек по имени Двораброд. Персонаж, напоминающий мольеровского Тартюфа, приходит извне и вносит в благопристойное семейство смуту и интриги.
"Вообще-то, его можно пожалеть. Он одинокий, ничего особо не добившийся для своих лет в жизни, и поэтому мотивация – быть хоть кому-то нужным, хоть кому-то полезным", – отметил заслуженный артист России Дмитрий Зеничев.
Образ и пластика героя Дмитрия Зеничева совершенно выпадают из общей эстетики эпохи барокко, воссозданной на сцене. Так Двораброд становится ближе зрителю: он напоминает современный информационный шум. Пьеса императрицы, написанная три века назад, сегодня оказывается актуальной. Ее герои, например Прелеста, становятся примером для подражания.
"Она любит жизнь просто безумно, безусловно, также любит свою семью, своих родителей. И я подумала: как круто это сыграть, потому что я хотела бы сама быть на нее похожей", – рассказала актриса Елизавета Соловьёва.
Возможно, афоризмами станут и меткие фразы императрицы: "Как женский пол рожден лукав!" или "Чем более услужников – тем услужение хуже".