"Новый русский стиль" набирает популярность
Возвращение к истокам – "новый русский стиль" набирает популярность. Всё чаще художники и дизайнеры используют в своих работах традиционные национальные мотивы. Как именно эстетика прошлого вдохновляет мастеров нашего времени – расскажет Юлия Фёдорова в рубрике "Искусство или тренд?".
Во недавние-то годочки стало в отечественном арт-соборстве переменье заводиться: стали молодые-художники русские фольклором интересоваться, стали ремёсла народные в своих арт-объектах воспроизводить, стали русский код переосмысливать да наново перепридумывать, так что люди добрые глянут – и диву даются, и уж не разберут, где фолк, а где contemporary. Так могла бы начинаться "Былина о художниках русских", а начинается рубрика "Искусство или тренд?", которая рассказывает о новых тенденциях в современном искусстве. Меня зовут Юлия Фёдорова. В этом выпуске разберем волну популярности на "новый русский стиль".
За последнее время в Москве прошла целая серия проектов с фокусом на народной традиции и фольклоре. Из недавних – выставка "Русская игрушка: Символ. Образ. Традиция", которая раскрывает предмет народного промысла как живой символ культуры. Экспозиция показывает, что куклы-обереги, матрёшки и неваляшки сегодня превращаются из милого сувенира в арт-объекты, меняя содержание. Куратор Наталия Юстицкая формулирует этот так:
"Традицию приходится заново изучать, ее заново приходится для себя открывать. Интерес современного поколения в том, чтобы это воспринять и продолжить".
Параллельно в Музее декоративного искусства идет выставка к 200-летию Строгановского университета. Она показывает, как выпускники вдохновляются традицией: знакомые орнаменты и мотивы переводят в язык предметного дизайна. Из музейных вещей рождаются актуальные арт-объекты.
"Мы все немножко устали от безликого, одинакового, не характерного искусства. И сейчас мы видим, как традиции народного искусства, национальные традиции становятся источником вдохновения", – отметила главный хранитель Всероссийского музея декоративного искусства Диана Краузе.
Пример этих проектов показывает общую особенность тренда: ярче всего "новый русский стиль" проявляется именно в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Не отстает еще и мода, а также популярная музыка, которая сегодня становится "буквально народной". Но говорить, что этот интерес уже оформился в какую-то устойчивую художественную тенденцию, пока рано. Сейчас это, скорее, активная стадия изучения и эксперимента. Но есть и художники, для которых обращение к традиции – это не стилизация или следование моде, а инструмент самопознания и собственная мифология. Интересно, что для творчества они выбирают современные медиумы.
Фотограф и режиссер Юлдус Бахтиозина работает с фольклором, как с театральной сценой. Она собирает кокошники, народные костюмы и героинь русских сказок в один кадр, чтобы поговорить о женственности, социальных ролях и стереотипах.
Юлдус Бахтиозина: "Я начала заниматься русским фольклором и русскими сказками, чтобы вдохновить русскую молодежь гордиться нашей культурой, изучать ее, показать, что это огромный ресурс для вдохновения и нам есть чем гордиться".
Ульяна Подкорытова рисует, лепит, делает перформансы и создает то, что называют "цифровым фольклором" – в ее фильмах архаика встречается с цифровой реальностью. Главная героиня ее работ (или альтер эго самой художницы) – персонаж Гертруда Свирепая.
Ульяна Подкорытова, художница: "Это про русскую народную "вондервумэн", у которой есть 15-метровая коса, она может ее раскручивать как лассо, ловить ей мужчин, либо врагов, либо просто тех, кто ей нравится. Еще ей можно собирать грибы".
Возможно, попытки восстановить прерванную традицию сегодня – это желание обрести опору в мире, перенасыщенном информацией. Иначе почему в момент высокого развития технологий возникает такой интерес к народным мотивам?
"Всё это активизирует у зрителя узнавание и эмоциональное родство. Мотивы дают ощущение визуального и смыслового якоря, они резонируют на уровне коллективного, культурного опыта, вот что самое главное", – сказала искусствовед Анастасия Свиридова.
Выходит, что тренд на "русский стиль" не ностальгия по прошлому, а выражение живого запроса в обществе на понятную и эмоционально теплую эстетику. И если восстановить прерванную традицию уже невозможно, то переосмыслить и вдохнуть в нее новую жизнь вполне реально.