Музей колоколов открыли после реконструкции в Валдае
Музей колоколов открыли после реконструкции в Валдае. В обновленную экспозицию вошли предметы, которые раньше не показывали публике. Чтобы посетители смогли не только увидеть, но и услышать колокола, на выставке представили звонницу. Что еще изменилось – расскажет Зоя Долгомер.
Настоящий архитектурный шедевр конца XVIII века – Екатерининская церковь-ротонда. Ее создатель Николай Львов тогда вдохновлялся античными храмами. Правда, кому-то церковь визуально может напомнить знаменитый Валдайский колокольчик – и это не спроста. Как будто все в этом здании – от формы до акустики – изначально задумывалось так, чтобы в будущем здесь появился уникальный музей, посвященный истории этого музыкального инструмента. Пространство под куполом переосмыслили так, чтобы звук даже самого маленького колокольчика доходил до слушателя. Здесь появились удобная амфитеатральная рассадка, превращающая музей в камерный акустический зал, и специальная ширма, которая "гасит" звук.
"Это очень важно как раз для проведения концертов и одновременно не дает возможности сразу все увидеть. Потому что храм маленький, достаточно компактный, да и можно с порога увидеть сразу всю экспозицию – и это такая некая загадка для человека, который пришел", – поделилась зам. ген. директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе Олеся Рудь.
Почти все экспонаты здесь способны звучать. И все же самый редкий предмет молчалив: это колокольный кованый язык с заводским клеймом 1835 года. Случайная находка стала частью экспозиции, чтобы посетители могли познакомиться со скрытой от глаз анатомией колокола.
"Недавно он у нас появился в фонде. Один из местных жителей – мой одноклассник – бродя по заросшим городским пустырям, буквально споткнулся об этот предмет и ничего лучше не придумал, как принести эту колокольную деталь в музей", – отметил старший научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского музея-заповедника Евгений Яковлев.
Особое место в экспозиции занимают те самые валдайские ямские колокольчики. В XIX веке их звон сопровождал путешественников на Московско-Петербургском тракте. Поддужные колокольчики позволены были не каждому – сигнал подавал только специальный транспорт.
"Ну это порядок на трассе – эти колокольчики и бубенцы. То, что придумал Валдай", – сказала старший научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского музея-заповедника Надежда Яковлева.
Есть место в зале и современным технологиям. Целый набор колоколов с ручным и электронным управлением содержит несколько десятков вариантов звонов. От церковных до работ современных колокололитейных заводов – компактный зал вместил около 70 уникальных экспонатов. Но большая часть из них по-прежнему будет хранится в музейном колокольном центре, который тоже несколько лет назад обрел новый облик и также стал одной из главных точек притяжения Валдая.
"Теперь у нас два прекрасных музея, которые не стыдно показать никому из приезжающих – ни из Петербурга, ни из Москвы, ни из Китая, ни из Европы, ни из Латинской Америки, ни из других стран. Это такая жемчужина Валдая, которая получила нужное звучание", – поделился генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.