15 февраля 2026, 20:59 15 февраля 2026, 21:59 15 февраля 2026, 22:59 15 февраля 2026, 23:59 16 февраля 2026, 00:59 16 февраля 2026, 01:59 16 февраля 2026, 02:59 16 февраля 2026, 03:59 16 февраля 2026, 04:59 16 февраля 2026, 05:59 16 февраля 2026, 06:59
  • Виталий Кармазин

Иран под угрозой большой войны: как живут и к чему готовятся

  • Картинка
  • Иран под угрозой большой войны: как живут и к чему готовятся
  • Картинка
    Иран под угрозой большой войны: как живут и к чему готовятся
  • Иран под угрозой большой войны: как живут и к чему готовятся
Внимание мировых СМИ вновь приковано к Ирану и возможным ракетным ударам США по Исламской республике. В среду к Дональду Трампу неожиданно прилетал премьер Израиля Беньямин Нетаньяху. Понятно, что обсуждали Иран, по которому Израиль и США летом уже нанесли серию мощных ударов. После разговора с Нетаньяху Трамп заявил, что переговоры для него предпочтительный вариант, но от угроз все же не удержался.

Трамп: "В прошлый раз Иран решил, что ему лучше не заключать сделку, и его постигла неудача — он столкнулся с "Полуночным молотом". Надеюсь, на этот раз он будет более разумным и ответственным".

Трамп все еще надеется на "правильную", как он выразился, сделку. Новый раунд американо-иранских переговоров запланирован в Женеве на вторник. От США всем хорошо известные переговорщики Трампа – Стив Уиткофф и Джаред Кушнер.

О подготовке к военной операции свидетельствует и активность американской армии в районе Персидского залива.

В конце января к берегам Ирана из Южно-Китайского моря была переброшена первая американская авианосная группа во глав с авианосцем Abraham Lincoln. На борту – десятки палубных истребителей F-35 и F/A-18. В сопровождении – несколько эсминцев и подводные лодки с крылатыми ракетами Tomahawk.

В четверг газета The Wall Street Journal сообщила, что Пентагон дал указание второй авианосной ударной группе подготовиться к развертыванию на Ближнем Востоке. Речь об авианосце USS George Bush с истребителями F-35 на борту, что может прибыть на место в течение двух недель.

Официально о приказе выдвигаться пока не сообщалось. Но Дональд Трамп репостнул статью Wall Street Journal на своей странице в соцсети.

Тем временем New York Times в пятницу пишет о третьем авианосце – Gerald Ford, что сейчас дислоцируется в Карибском море, но может вместе с кораблями сопровождения быть переброшен на Ближний Восток уже в ближайшее время.

Если так, то уже скоро вблизи Ирана соберется небывалая армада из сразу трех авианосцев, кораблей сопровождения, подводных лодок, и истребителей с ракетами Tomahawk на борту.

Даже трудно припомнить, случалось ли такое когда-либо раньше. Опасно. Для Ирана в случае неблагоприятного развития возникает соблазн попытаться своей гиперзвуковой ракетой хотя бы один авианосец утопить или, как минимум, подбить так, чтобы тот посреди моря и перекособочислся... Вот будет тогда номер.

Ну и еще один штрих. Американская пресса сообщает, что США тайно отправили в Иран 6 тысяч терминалов спутникового интернета Starlink. Это произошло в январе, но уже после завершения антиправительственных протестов. Поставка сейчас означает, что Америка и дальше планирует раскачивать там общество и государство.

В Иране сейчас работает наш специальный корреспондент – Виталий Кармазин.

Накрывая собой, флаг Ирана вьется по улицам столицы. Сотни тысяч человек с плакатами аятолл вышли праздновать победу Исламской революции. Ее защитники – Корпус стражей – тоже здесь, с полевыми цветами в бронежилетах и автоматами в руках. Первое – друзьям, второе – врагам.

Площадь Азади, или площадь Свободы, – один из главных символов Исламской революции, именно здесь в 1979 году собирались протестующие, которые в скором времени изменили не только свою страну, но и ход истории на всем Ближнем Востоке.

Для них 47-я годовщина – еще одна возможность показать единение нации.

Иранка Марьям Азизи: "У нас великий лидер, благодаря ему мы продолжаем жить. Он опора для нас, и мы готовы сказать – я солдат аятоллы!"

Они говорят: воинственные речи – вынужденная мера. Это сигнал внешним врагам. Кого здесь считают врагом, понятно без слов, но и слова крайне выразительны.

И за этим гневом – вполне осязаемая сила, ракетная программа Ирана.

Демонстрируют ее, как это и принято в Исламской Республике, мулла и генерал КСИР.

"Я говорю по русски чуть-чуть", – признается генерал. Но предпочитает фарси. По его словам, еще во время первой войны в заливе иракские ракеты попадали в иранские школы.

Али Балали, генерал-майор Корпуса стражей Исламской революции: "Тогда имам Хомейни сказал, если в ваш дом кинули камень, вы должны знать, как ответить! Так мы начали развитие ракетостроения."

Они стали разрабатывать и беспилотники. Это сегодня их "Шахед" наводит ужас и является гордостью для иранцев всех возрастов. В 80-м о таком и не мечтали.

Первый беспилотник в Иране появился еще во время войны с Саддамом Хусейном, назывался он "Талаш". Имел деревянный пропеллер, мог находится в всего 15 минут, дальность полета всего 3 километра. Это был не боевой беспилотник, разведывательный, к нему подвешивают фотоаппараты, чтобы делать снимки с воздуха.

Почти за 50 лет они создали несколько поколений БПЛА, боеголовок и их носителей.

Али Балали: "Наши ракеты нацеливает сам Аллах!"

В Иране выше минаретов могут быть только горы и ракеты, святая святых – аэрокосмический комплекс стражей Исламской революции, здесь представлены ключевые иранские разработки. Вот, например, ракета "Шахаб 2". Там дальше – гиперзвуковые варианты, в том числе известный "Фаттах". А вот огромный "Хоррамшахр" – ракета, что летит на 2 тысячи километров, ее боевой заряд – полторы тонны.

Под гиперзвуковым "Фаттахом" – зона поражения, там все страны залива, на территории которых есть базы США. А потому Америка в качестве одного из условий сделки требует ракетную программу свернуть.

Юноси Шодлуасам, военный журналист: "А что если бы Вашингтон сказал Москве – откажитесь от своего Военно-морского флота? Какая страна будет лишать себя защиты и тех наработок, которые велись десятилетиями?"

Полностью выгоревший корпус, по этому железу можно понять разве, что когда-то это были сидения. А вообще все это – салон автобуса. Одного из тех нескольких десятков, которые во время январских беспорядков сожгли протестующие. Всю эту груду свезли на стоянку местной автобазы.

Карим Пур, замглавы администрации района Тегерана: "Почти 40% бюджета Тегерана – это транспортные расходы. Под санкциями нам трудно восполнить автопарк. Террористы сделали это специально, чтобы усилить народное недовольство властью".

А заодно заблокировать улицы, чтобы туда не могла добраться полиция.

Куски сплавленного железа, гвоздик в крышках и резинках нам демонстрируют. Их использовали протестующие, для того чтобы кидать на землю под колеса автобусов, протыкать шины, а затем поджигать остановившийся транспорт.

Только сожженных автобусов на 22 миллионов долларов. Уничтожены пункты полиции, банки, офисы госучреждений, мечети…

Вместо дверей здесь целлофан, обогреваются вот такими бочками. Да – на полу новые ковры, но все равно видно, что эту мечеть подожгли и нанесли ей очень большой ущерб.

Они врывались в святые для мусульман здания. Избивали молившихся, громили постаменты, сжигали Кораны. В Сабзеваре пытались сжечь детей, спрятавшихся в мечети от беспорядков.

Служители пытались противостоять толпе – но безуспешно.

Санап Тахид рассказывает: "Они явно были либо пьяны, либо под наркотиками. Это не наши люди, не местные, нападать на мечеть немыслимо!"

300 мечетей по всей стране повреждены – это попытка удара в самое сердце Исламской Республики.

Имам Мохамед Хасан Роуханиастан: "Каждый выбор имеет свою цену. Точно так же, как Россия борется с Западом за свой суверенитет на Украине – мы выбрали независимость. И вот ее цена – на нас постоянно нападают!"

Январский мятеж здесь считают организованным извне, и называют попыткой раскачать ситуацию, чтобы свергнуть режим Аятолл.

И этот протест запад окрестил мирным, а многочисленные СМИ начали говорить о массовых жертвах.

Али Реза: "Мы были шокированы… Например, они сообщили о 30 тысячах погибших в небольшом городке. Бред! Не верите нам? Ну тогда поедьте и посмотрите на кладбища в этом городе. Найдете ли вы там 30тысяч новых захоронений?

Сообщения были направлены на одного человека – Дональда Трампа. Именно тогда он послал на Ближний Восток первую авианосную группу. Теперь его больше заботит ядерная программа Ирана – новый казус белли в переводе на фарси звучит так – Тегеран дескать планирует создание атомной бомбы.

Масуд Пезешкиан, президент Ирана: "Мы не стремимся к созданию ядерного оружия. Мы заявляли об этом снова и снова и готовы к любой проверке. Однако именно высокая стена недоверия, воздвигнутая Америкой и Европой своими словами, мешает переговорам привести к результатам".

В субботу госсекретарь США заявил, что Дональд Трамп даже готов встретиться с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. Но как и где организовать встречу, когда ракетные расчеты, самолеты и корабли двух стран ждут приказа о нападении, никто не понимает.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация