Ушел из жизни литературный отец Стальной Крысы
На 88-м году жизни скончался выдающийся американский фантаст Гарри Гаррисон, автор романов о Стальной Крысе и десятков других заметных книг. О его творческом пути вспоминает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Наверное, невозможно будет назвать Гарри Гаррисона реформатором научной фантастики, хотя путь от простого солдата этого популярнейшего литературного направления до почетного фельдмаршала он прошел достаточно быстро и победно. Да и слово "научная" употреблять надо с осторожностью: да, безусловно, Гаррисон был поклонником звездных путешествий и новых галактик, а не рыцарей и хоббитов с драконами, однако, в отличие от Клиффорда Саймака или Артура Кларка, больше всего интересовался собственно литературными механизмами. Как быть оригинальным, не нарушая жанровых законов? Как не терять чувства юмора, но и не впадать при этом в пародийную глумливость? Как сохранить увлекательность сюжета, когда пишешь десятый том похождений давным-давно надоевших тебе самому персонажей? Каждую из этих теорем он решал с блеском.
Сын рижанки русского происхождения и венгра, он стал подлинным американцем - пожалуй, уже в тот момент, когда словосочетание "Гарри Гаррисон" придумал его отец, на самом деле назвавший мальчика Генри Максвеллом Демпси. После учебы в нью-йоркской художественной школе и службы в американских ВВС будущий писатель твердо решил посвятить себя развлекательной литературе. От родительских генов ему досталась любовь к Европе, по которой он не просто путешествовал всю жизнь, но поселялся в нескольких странах на долгие годы, пока не решал переехать в следующие. От армейского прошлого - ненависть к военщине, над которой он вволю глумился едва ли не в каждой из своих книг.
Текстом, по-настоящему его прославившим, стала "Неукротимая планета" в 1960-м - первый роман из серии "Мир смерти ", благодаря переводу которого на русский язык в начале 1970-х Гаррисон стал культовой фигурой и для советских читателей. Чуть позже, в 1966-м, родился Стальная Крыса - герой доброго полутора десятков произведений, межгалактический проходимец, то ли космический Остап Бендер, то ли герой новейшего плутовского романа. Он и стал визитной карточкой Гаррисона - и правда, в наилучшей степени выразив парадоксальное мышление писателя и его способность совмещать головокружительную интригу с отчетливой системой координат, сфантазированной так умно, чтобы нынешний земной мир угадывался без труда любым читателем.
Гаррисон был полиглотом и эсперантистом, что тоже нашло отражение в его романах, он дал путевку в жизнь юному Рэю Брэдбери и вдохновил многих других, результатом чего стали внушительные тиражи и неправдоподобный урожай литературных премий. Но трофеи - ничто перед наследием, которое еще долго будут осваивать потомки: как коллеги Гаррисона по фантастическому цеху, так и новые поколения читателей.