На стороне ИГ воюют мусульмане из Китая
В Сирии на стороне террористов "Исламского государства" воюют граждане КНР, сообщают СМИ. По национальности это уйгуры. Предполагается, что их несколько сотен. В Сирию эти люди попадают через территорию Турции. Подробнее - корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Выходцы из Китая воевали на стороне "Исламского государства" в районе сирийского города Эль-Хол, на самой границе с Ираком, сообщают корреспонденты портала LifeNews, побывавшие в этом городе. Сейчас Эль-Хол перешел под контроль так называемых "Демократических сил Сирии". Эта группировка находится в оппозиции к президенту Башару Асаду. Но тем не менее воюет с ИГ. Сторонники халифата из Китая оказались уйгурами. Это тюркский народ, проживающий главным образом на северо-западе КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В основном они мусульмане-сунниты.
Это не первое сообщение об уйгурах, воюющих на стороне ИГ. Эти боевики - члены "Исламского Движения Восточного Туркестана". Они приезжают в Сирию через турецкую границу. А в Турцию они попадают из Афганистана и Пакистана. Не исключено, что таких боевиков несколько сот. В самом Китае их организация жестко подавляется властями, отмечает руководитель Школы востоковедения Высшей Школы Экономики Алексей Маслов:
"Это этническое меньшинство на территории Китая, которое проживает в основном в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Небольшая часть этого меньшинства борется за создание независимого Туркестана. 3-4 года назад это было довольно мощное движение. Как внутри Китая, так и за рубежом. Однако китайские власти сумели серьезно подавить его. Сегодня Синьцзян является спокойной областью. Однако часть уйгуров из КНР сумела с помощью своих мусульманских связей перебраться в Ирак и на территорию современной Сирии. И там они участвуют в боевых действиях".
Боевики "Исламского государства" ведут вербовку среди граждан КНР. К примеру, не так давно они выложили в Интернет пропагандистскую песню на китайском языке. В ней мусульман призывают "взяться за оружие, чтобы умереть в сражении за свою мечту". По словам советника директора Института стратегических исследований, востоковеда Елены Супониной, эта агитация достигает цели:
"Конечно, речь идет о единицах. Но на территории самого Китая и за его пределами уже были террористические акты, которые осуществляли уйгуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идеология отдельных экстремистов совпала с идеологией ИГ".
Вернуться к себе домой эти люди уже не смогут, уверен Алексей Маслов. Там их ждет суровое наказание:
"Уйгуры, которые воюют за территорией КНР, если они являются гражданами КНР, не смогут вернуться в Китай. Китай очень внимательно отслеживает такие случаи. Можно сказать, что (к сожалению или к счастью) эти люди являются смертниками или людьми без родины. В Китае их ждет как минимум серьезное уголовное преследование, вплоть до смертной казни".
Сообщения о том, что граждане КНР воюют на стороне террористов, могут заставить Китай занять более жесткую позицию в отношении экстремистов из ИГ, предполагает Елена Супонина. К тому же китайцы становились и жертвами ИГ. В ноябре террористы казнили 50-летнего пекинца, захваченного в качестве заложника. Боевики сначала требовали за него выкуп. А затем, не получив денег, застрелили.