20 ноября 2012, 07:08 20 ноября 2012, 08:08 20 ноября 2012, 09:08 20 ноября 2012, 10:08 20 ноября 2012, 11:08 20 ноября 2012, 12:08 20 ноября 2012, 13:08 20 ноября 2012, 14:08 20 ноября 2012, 15:08 20 ноября 2012, 16:08 20 ноября 2012, 17:08

Борис Стругацкий: жизнь на грани фантастики

  • Борис Стругацкий: жизнь на грани фантастики
В Петербурге на 80-м году жизни скончался выдающийся писатель Борис Стругацкий. О его жизни и самых важных произведениях напоминает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

В Петербурге на 80-м году жизни скончался выдающийся писатель Борис Стругацкий. О его жизни и самых важных произведениях напоминает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Вероятно, братья Стругацкие не скоро еще попадут в учебники литературы – фантастика исторически не была в чести у официальных летописцев; но вот культуру ХХ века, причем не только советского, без них представить невозможно. Не было бы Стругацких – не было бы "Сталкера", главного фильма Тарковского и одной из важнейших картин столетия.

Вообще, лучшие режиссеры проявляли повышенное внимание к тонкой и сложной, но вместе с тем кинематографичной прозе важнейших отечественных фантастов: ее не обошел своим вниманием Александр Сокуров, по ней снял свой блокбастер Федор Бондарчук, а в следующем году наконец выйдет на экраны долгожданный фильм Алексея Германа-старшего "Хроника арканарской резни" по роману "Трудно быть богом".

Дебютировав в 50-х, братья Аркадий и Борис Стругацкие, блокадные дети, гуманитарии, фантазеры, переводчики, очень скоро перешли от фантазий о коммунистическом будущем человечества, освещенного "Далекой радугой", к суровым притчам и предсказаниям, до которых не додумался бы и сам Курт Воннегут. Сумрачная "Попытка к бегству", трагический "Трудно быть богом", саркастически-сатирический "Понедельник начинается в субботу" и его еще более едкое продолжение "Сказка о тройке" – хиты 60-х. В безнадежно-застойных 70-х и 80-х рождались главные, глубинные шедевры братьев, выходящие далеко за рамки научно-фантастического жанра: гуманистические манифесты "Обитаемый остров" и "Жук в муравейнике", сюрреалистические "Улитка на склоне" и "Гадкие лебеди", моральная притча "Пикник на обочине", по которой и снял свой великий фильм Тарковский, и "За миллиард лет до конца света" – мрачнейшая медитация о природе человека.

В 1991 году, когда ушел из жизни Аркадий Натанович – старший брат, они уже были классиками. Но Борис Натанович был далек от ухода на пенсию: он написал два умных серьезных романа под псевдонимом С. Витицкий, а потом возглавил журнал, в котором печатались его наследники и ученики, – "Полдень. XXI век". Неизвестно, кто, как и зачем читает Стругацких сегодня, ведь нет уже и следа той интеллигенции, которая выросла и научилась разделению добра и зла, знакомясь с их лучшими текстами, но читать их продолжают. А как уже сейчас ясно, выдающийся, хоть все еще и не законченный фильм Германа станет эпитафией, памятником братьям Стругацким и их до сих пор недооцененным и неисследованным книгам.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация