При всей своей звездности Де Ниро остается удивительно скромным
70 лет исполнилось великому американскому киноактеру Роберту Де Ниро - звезде "Крестного отца", "Таксиста" и "Однажды в Америке". О лучших ролях и заслуженных наградах артиста вспоминает обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.
Фрукт - яблоко, часть лица - нос, поэт - Пушкин, актер - Роберт Де Ниро; правда, уж по меньшей мере среди американских и ныне живущих, более маститого не сыскать. Когда ушли красавцы золотой поры Голливуда - Хамфри Богарт, Джеймс Стюарт, Кэри Грант, - именно ему передал, самым недвусмысленным образом, во втором "Крестном отце" пальму первенства сам Марлон Брандо, а Де Ниро тогда получил своего первого актерского "Оскара", впервые в истории удостоившись этой премии за роль, сыгранную не по-английски.
Он, как и его герой Вито Корлеоне, действительно из итальянских иммигрантов. Прадед Роберта эмигрировал в Штаты из местечка Ферраццано, дед женился на ирландке, отец был известным живописцем, ну а он, мальчик из артистической семьи, пошел в актеры. Уроженец нью-йоркской маленькой Италии и Гринвич-Вилладж, он чувствовал себя как дома в первой серьезной роли, принесшей ему славу в 1973-м - "Злых улицах" Мартина Скорсезе. После них он и прошел пробы на роль Корлеоне в молодости у Фрэнсиса Форда Копполы - хотя, на самом деле, крестным отцом в кинематографе для Де Ниро следует считать не этих двух гениев, а третьего живого классика Нового Голливуда, Брайана де Пальма, у которого в "Свадебной вечеринке" он сыграл аж в 1963-м.
Но, невзирая на разнообразие и богатство карьеры в будущем, свои самые важные роли Де Ниро исполнил именно в 1970-х. Это прежде всего аристократ Альфредо Берлингьери в монументальной саге Бернардо Бертолуччи "Двадцатый век" - напоминание об итальянском происхождении, - и отнюдь не аристократические, а вполне пролетарские герои Америки, смертельно раненой Вьетнамской войной: русский эмигрант Майкл Вронский в "Охотнике на оленей" Майкла Чимино и легендарный Трэвис Бикл из "Таксиста", принесшего Скорсезе "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, а Де Ниро - культовую славу, связанную с великим эпизодом разговора персонажа с зеркалом. 1980-е: и вновь - "Оскар" за актерскую игру в умопомрачительно сложном и авангардном шедевре Скорсезе, "Бешеном быке", где Де Ниро действительно занимался боксом и поправился на 27 килограммов. А потом, почти сразу, "Однажды в Америке", прощальный шедевр Серджио Леоне, где ностальгическая роль гангстера по прозвищу Лапша подняла актерские способности Де Ниро на новую недостижимую высоту. В дальнейшем - необычные эксперименты с имиджем и новыми жанрами: слесарь в антиутопии Терри Гиллиама "Бразилия", маньяк в триллере Тони Скотта "Фанат", сам Люцифер в хорроре Алана Паркера "Сердце Ангела".
В начале 1990-х пробует себя в режиссуре - его дебют "Бронкская история" был принят критиками тепло. И, наконец, "Казино" и "Схватка" в середине десятилетия: здесь Де Ниро - уже признанный король актерского цеха, всем звездам звезда. Таким он продолжает быть и сегодня, проводя фестивали, возглавляя жюри, снимая и продюсируя чужое кино, играя повсюду - от тупых комедий до фантастических драм, - и оставаясь удивительно скромным человеком, во что невозможно поверить, пока не пообщаешься лично. Мне однажды посчастливилось.