Театр "Современник" для Толмачевой был делом ее жизни
На 82-м году жизни скончалась народная артистка России, одна из основательниц московского театра "Современник" Лилия Толмачева. О ней рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
При слове Толмачева не у каждого перед глазами возникает знакомый образ. В "Современнике", театре, которому Лилия Толмачева отдала больше полвека, свои были принципы, даже устав в первые годы был свой - и играть в театре было важнее, чем мелькнуть в кино. Толмачева с удовольствием выходила каждый вечер на сцену, отказываясь от ролей в кино, а предлагали много. В "Современнике" Олег Ефремов собрал тогда лучших, но еще важнее, что Ефремову удалось собрать единомышленников, которые голосовали в конце каждого сезона - кому остаться и играть в театре дальше, а кому с театром дальше не по пути.
Толмачева закончила Школу-студию в 50-м. Это был курс Станицына, во второй половине 50-х уже играла в Театре имени Моссовета. Завадский ее ценил, обещал, давал главные роли, но она откликнулась на призыв Ефремова и ушла в неизвестность, как и все они, поверив учителю. Для Толмачевой он был еще тогда и бывшим мужем. Брак их был недолгим, а дружеские отношения они сохранили до конца.
Она умерла в ночь на понедельник. В июне Лилии Толмачевой исполнился 81 год. Все знали, что она давно и тяжело болела. Даже прошлогодний юбилей оказался смазанным этим недугом. Хотя трудно представить юбилей Толмачевой каким-то пышным и официальным торжеством, поскольку сама она была человеком неофициальным, принципиально - вне официоза.
В "Вечно живых" - самом первом и легендарном спектакле молодого "Современника" Толмачева играла Ирину Бороздину, потом были роли в спектаклях по пьесам Розова "В добрый час" и "Традиционный сбор", в "Обыкновенной истории" - пьесу по роману Гончарова для "Современника" написал тоже Виктор Сергеевич Розов. Тамара в "Пяти вечерах", Надя в "Старшей сестре", Настена в "На дне", Трубецкая в "Декабристах" и Коллонтай в "Большевиках". Перечисляя роли Толмачевой, понимаешь, что она была этаким камертоном. Ее голос, неповторимая интонация была очень важной, существенной для "Современника". И когда сегодня говорят о какой-то новой правде театра, надо непременно делать поправку на голос Толмачевой, одновременно сочетавший и какую-то необыкновенную, предельную искренность и особую хрустальность, прозрачность, то есть и особую театральность звучания.
Как многие другие актеры "Современника", она пробовала силы и в режиссуре. Ефремов считал - должны и ставить. Актеры принялись ставить один за другим. Режиссером она так и не стала, но спектакли Толмачевой стали важными в судьбе театра. "Фантазии Фарятьева" - один из главных спектаклей "Современника" в 70-ые годы, и по мысли, и по интонации, и роли там были у актеров хорошие, многие запомнили.
Важно, наверное, сказать еще, что вторым мужем Толмачевой стал Виктор Фогельсон, известный всей Москве редактор, друг всех поэтов тогдашней чрезвычайно стихотворной эпохи. Когда, как заметил Слуцкий, лирики были в загоне. Поэты, писатели - лучшие, самые лучшие - были постоянными зрителями и друзьями "Современника", и эти встречи и разговоры часто происходили у них дома. В последние годы она немного играла, но это были роли очень важные, смыслообразующие - в "Титуле", и в "Крутом маршруте", конечно. И потом, как и в первые годы театра, Толмачева всегда, почти до последних своих дней, сохраняла связь с театром, приходила на все премьеры. Потому что театр этот - был ее делом жизни, ради ролей в нем, ради счастья каждый вечер выходить на сцену. Она отказалась от карьеры в кино, хотя предложений было много. Подтянутая всегда, в спортивной курточке, в кроссовках... Она была примером для многих. На таких хочется быть похожим, потому что это была жизнь, прожитая чисто - и в искусстве, и вне сцены тоже.
Полностью слушайте в аудиоверсии.