Прогрессивное налогообложение: за и против
Вице-премьер Ольга Голодец поддерживает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Она дала понять, что этот вопрос обсуждается в правительстве: "У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов". О возвращении прогрессивной ставки подоходного налога говорят уже давно, с начала двухтысячных годов, когда у нас появилась плоская шкала в 13 процентов. Подробнее - обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Дискуссия о возвращении прогрессивной шкалы подоходного налога активизировалась на днях, после того как министр финансов Антон Силуанов заявил, что этот вопрос можно будет рассмотреть после 2018 года. Когда стабилизируется ситуация в экономике. Правда, вице-премьер Ольга Голодец поддержав эту идею, говорила лишь о возможном освобождении от НДФЛ тех, кто мало зарабатывает. О богатых она ничего не сказала. Однако, по мнению многих экспертов, если кто-то вообще не будет платить подоходный налог, значит, кто-то другой заплатит больше. Говорит гендиректор компании "Актуальный менеджмент" Екатерина Шестакова.
"Конечно, если от НДФЛ будут освобождены малообеспеченные граждане, это поможет росту их доходов. Но, с другой стороны, это предполагает то, что более обеспеченные граждане будут платить больше налогов. Как и в других странах".
Эксперты полагают, что прогрессивная шкала если и вернется, то нескоро. Ведь бюджет уже сверстан на предстоящие три года - напоминает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. И там все рассчитано исходя из ставки налога в 13 процентов.
"У нас обсуждается проект финансового плана на трехлетку. А значит, это отодвигается к концу десятилетия. Но я думаю, что к этой идеи будут время от времени возвращаться. В зависимости от того, с каким напряжением мы будем балансировать бюджет 2017 года и следующих лет".
Плюсы и минусы возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ давно известны. С одной стороны плавающая ставка отвечает идее социальной справедливости и как предполагается может увеличить бюджетные поступления. В другой стороны - собираемость налога может и снизиться, - отмечает Екатерина Шестакова.
"Плюсом прогрессивной шкалы налогообложения является то, что она является более справедливой и применяется во многих странах мира. Поскольку в зависимости от размера дохода уплачивается и сам налог. К минусам относится то, что в нашей действительности правосознание граждан не настолько высоко, чтобы они были готовы платить больше налогов".
Действительно, увеличение ставки НДФЛ для состоятельных людей может снизить собираемость самого налога, - соглашается Никита Масленников.
"Такого рода действия укрепят мотивацию к выведению значительной части доходов (особенно средней доходной группы, среднего класса) в тень. То есть люди будут стремиться получать это в конвертах. Что касается высокодоходных групп, то это может простимулировать уход этих граждан в другое налоговое резидентство. К сожалению, мы это уже сейчас видим. Больше 183 дней проводишь за рубежом и ты уже не налоговый резидент РФ".
Плоская шкала НДФЛ (в 13 процентов) действует в России с 2001 года. Прогрессивная шкала существовала у нас все 90-е годы. Она досталось России в наследство от Советского Союза. В СССР, перед распадом, большинство зарплат облагалось по плавающей ставке: от 13 до 20 процентов. Но с сумм превышающих три тысячи рублей в месяц брали уже 60 процентов. В течении 90-х конкретные ставки все время менялись, особенно в период гиперинфляции. Но сверхдоходы облагались на уровне 50-60 процентов. Правда, платили такие налоги немногие. Зарплаты тогда прятались в тень.
После установления единой ставки в 13 процентов собираемость НДФЛ резко выросла. Причем с каждым годом суммы увеличивались на 10-20, а то и на 30 процентов. За исключением кризисного 2009 года. Сейчас этот налог обеспечивает около 11 процентов все доходов бюджета, приближаясь к отметке в три триллиона рублей в год.