29 января 2017, 19:14 29 января 2017, 20:14 29 января 2017, 21:14 29 января 2017, 22:14 29 января 2017, 23:14 30 января 2017, 00:14 30 января 2017, 01:14 30 января 2017, 02:14 30 января 2017, 03:14 30 января 2017, 04:14 30 января 2017, 05:14

У канцлера Германии появились серьезные противники

В Германии - новый кандидат на пост канцлера,  бывший глава Европарламента Мартин Шульц, которого  единогласно выбрала Социал-демократическая партия. Шульц станет главным конкурентом Ангелы Меркель на выборах в Бундестаг.

Автор: Михаил Антонов

В Германии - новый кандидат на пост канцлера,  бывший глава Европарламента Мартин Шульц, которого  единогласно выбрала Социал-демократическая партия. Шульц станет главным конкурентом Ангелы Меркель на выборах в Бундестаг.

Немецкие социал-демократы утвердили бывшего председателя Европарламента Мартина Шульца в качестве нового лидера партии и кандидата в канцлеры на парламентских выборах, которые пройдут 24 сентября.

Поскольку федеральные выборы в Германии — это всегда борьба между христианскими и социал-демократами за право формировать коалицию и теперь мы знаем оба ключевых имени — Меркель и Шульц — избирательную кампанию можно считать стартовавшей.

"Мы хотим провести такую избирательную кампанию, которая приведет нас — немецких социал-демократов — к управлению страной. Наша страна нуждается в новом руководстве в эти трудные времена", — заявил Мартин Шульц, председатель Европейского парламента.

Шульц — человек, в молодые годы страдавший алкоголизмом, поэтому без высшего образования, попробует сделать то, что в 2009-м не получилось у Штайнмайера, в 2013-м — у Штайнбрюкка, попробует вырвать власть у "мамочки".

"Большая коалиция", когда две крупнейшие партии, как сейчас, вынуждено объединяются во власти, плохо сказывается на рейтинге младшего партнера, в данном случае как раз СДПГ. И чем дольше партия остается в тени Меркель, тем глубже она погружается в идейный и кадровый кризис. Как раз поэтому Шульц — резерв из Брюсселя, отчаянная попытка "сломать карму" призванием "варяга". Кто помнит его как немецкого политика, последние 22 года в Европарламенте? Традиционные партнеры социал-демократов – зеленые и левые — не помнят. Это может быть и плюсом, и минусом.

"Мы настроены скептично. Но посмотрим, возможно, новый импульс получит решение социальных вопросов, тогда у нас наконец появится партнер", — сказала Сара Вагенкнехт, лидер фракции левых в Бундестаге.

"Мартина Шульца считают большим европейцем. В этом мы придерживаемся такого же мнения. Что касается остального, не знаем, за что он или СДПГ выступают во внутренней политике", — отметила Катрин Геринг-Экардт, представитель партии "Зеленые" в Бундестаге.

"На имидже Шульца сильно сказывается тот факт, что он — представитель евробюрократии. Многие в Германии критикуют это анонимное правительство в Брюсселе, хотя сами немцы по отношению к ЕС настроены скорее положительно. Недовольство вызывает евробюрократия, которая слишком сильно вмешивается во внутренние дела не только Германии, но и других европейских государств. Недостаток Шульца заключается в том, что его кандидатура ассоциируется с евробюрократией", — считает Матиас Брекерс, писатель, автор бестселлера "Мы — хорошие. Точка зрения человека, понимающего Путина, или Как нами манипулируют СМИ".

На первый взгляд, сработало. Уровень поддержки партии поднялся с 20 до чуть менее печальных 23%, однако случилось это, скорее всего, потому, что кандидатом от СДПГ не стал непопулярный министр-экономики Габриэль.

Габриэль стал министром иностранных дел вместо товарища по партии Штайнмайера, который готовит себя к почетной, но пустой, с точки зрения полномочий, должности федерального президента. Нежелание Штайнмайера — самого популярного политика Германии — остаться в активной обойме отражает его неверие в успех социал-демократов. И это правда, личный и партийный рейтинги не одно и то же.

"Коалиция СДПГ, зеленых и левых сейчас не набирает нужного числа голосов. У социал-демократов – 20%, у остальных — по 10%. То есть вместе они наберут чуть больше 40%, следовательно, правительство они сформировать не смогут. Партии Шульца необходимо сделать серьезный рывок — не в 3-4%, а 7-8%", — отметил Манфред Гюльнер, профессор, директор Центра исследования общественного мнения Forsa.

"Я не верю, что Мартину Шульцу удастся обойти Меркель. Немцы слишком консервативны. К тому же она так долго занимает эту должность, что, несмотря на все ошибки, в итоге все равно останется у руля, а Шульц займет пост вице-канцлера в большой коалиции", — считает Матиас Брекерс.

В очередной большой коалиции социал-демократы опять будут младшими. И Шульц для Меркель в этом случае удобен так, что закрадываются подозрения в межпартийном сговоре. Потому что именно он станет министром иностранных дел, а на дипломатическом фронте у них с действующим канцлером полное взаимопонимание. СДПГ, например, всегда была приводом восточной политики, и драма немецких социал-демократов — одна из причин их кризиса — в том, что после Герхарда Шредера они, если и не отвернулись от России совсем, то встали к ней как-то боком. И уж тем более Шульц никак не выглядит продолжателем дел канцлера Брандта и его советника Эгона Бара.

В смысле внешнеполитических приоритетов социал-демократы вряд ли предложат какую-то концепцию, отличную от нынешней. И Меркель это дает еще одну возможность апеллировать к немецкому консерватизму — продолжаем в том же духе.

"Нам нужна четкая приверженность Европейскому Союзу, нашим достижениям и тому, что составляет суть наших либерально-демократических принципов", — говорит Меркель.

И все было бы для госпожи Меркель в полном порядке, если бы не брожения в сестринском Христианско-социальном союзе из Баварии и в собственной партии. Где-то там, в среднем и низшем звене, вызванные ошибками с мигрантами, с интеграцией Украины и разладом с Россией, с Brexitом и Трампом, зреют евроскептические настроения. Именно там — в партийном базисе — ходят разговоры о возможности коалиции с еще более правой "Альтернативой для Германии".

"Официальная линия руководства ХДС остается неизменной: коалиция с "Альтернативой для Германии" исключена. В то же время многие члены партии, в том числе и в ХСС, предлагают не отворачиваться от "Альтернативы для Германии". Такого раньше не было. Вспомните госпожу Штайнбах, которая покинула ряды партии Меркель. Она была представителем правого крыла ХДС. Она будет только рада, если "Альтернатива" пройдет в Бундестаг. А Петер Радунски, руководивший избирательной кампанией Коля, открыто говорит о том, что "Альтернативу для Германии" не стоит исключать из списка возможных партнеров по коалиции", — пояснил Манфред Гюльнер.

У "Альтернативы" сейчас 11%, но, по прогнозам, она может набрать до 15%. И на ее результат, очевидно, повлияют итоги президентских выборов во Франции и парламентских в Нидерландах, где у евроскептиков неплохие шансы.

Победа Трампа в США отразила и закрепила правый, антилиберальный крен как исторический процесс в западной политике. Победа Марин Ле Пен и Герта Вилдерса в Европе способна сделать его необратимым и лавинообразным. Чтобы противостоять этому (представить себе Меркель, встроенной в процесс, крайне сложно) она и заинтересована в социал-демократах, в том, чтобы они не просели и сгодились для коалиции. Меркель готова выглядеть старомодно, лишь бы не нелепо.

А такой риск на самом деле есть. И действующий канцлер не в состоянии его минимизировать. В ходе нынешней избирательной кампании Меркель придется столкнуться не с теми противниками, с которыми она привыкла иметь дело. И ее позиции при всей внешней стабильности очень уязвимы для плохих новостей.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация