Президент и депутаты Украины остались во "ВКонтакте"
Автор: Антон Лядов
Порошенко запрещает украинцам доступ к "Яндексу" и самым популярным социальным сетям. Чем его страшат "Одноклассники"? Есть ли вообще предел мракобесию?
Снимок экрана компьютера из Черкассов. Человек пытается зайти на сайт "ВКонтакте". Появляется надпись: "Не удается получить доступ к сайту". То же самое — в Кривом Роге. И такие сообщения одно за одним — по всей Украине.
Молодые активисты собрались у здания администрации президента Порошенко в Киеве. "Свободу в Интернете!" – скандируют собравшиеся. Они точно знают, пусть он к окну не подойдет, но сквозь стекла и стены услышит.
Cтуденты, выпускники — здесь не только те, для кого российские соцсети — единственный канал связи. Для многих наши сайты были единственным источник заработка.
То же и в Харькове. Люди собрались в центре города. Надпись на плакате: "Наша свобода сильнее вашего маразма!"
Под запрет попали примерно две сотни российских сайтов. Одним из самых подозрительных оказался сервис "Яндекс. Пробки", мол, через него Россия может планировать "наступление против Украины". Заявление на полном серьезе сделал глава одной из служб Совета национальной безопасности и обороны Украины. "Сервисы "Яндекса", например, "Яндекс. Пробки", "Навигатор", — это же когда в онлайн-режиме получается информация о состоянии путей, пропускной способности и загруженности всех дорог на территории Украины. Если надо планировать любое наступление, прорыв или какие-то другие действия, то лучшей ситуации и не придумаешь", — уверен политик.
Без "Яндекса" российские танки, видимо, в пробках застрянут, отреагировали в Интернете.
Вот они те, кто первыми оценил "заботу" о безопасности. Киев. Пятачок возле метро "Дарница". Благодарные таксисты пытаются настроить VPNMaster на своих телефонах для использования "Яндекс. Карт".
Заблокирован теперь и сервис "Такси" — он позволял водителям моментально находить клиентов и даже доплачивал украинским таксистам. Например, если клиент проехал несколько минут всего на 30 гривен (60 рублей), система выплачивала водителю вдвое больше.
"У нас заморозили счета на Украине. Мы, например, не можем расплатиться с нашими партнерами по рекламной сети "Яндекса". Главный пострадавший от этих санкций — это украинский пользователь. Нам очень жаль", — сказал представитель "Яндекса" Очир Маджиков.
11 миллионов украинцев — аудитория "Яндекса", еще 9,5 миллиона — сайта "Одноклассники", 16 миллионов — соцсети "ВКонтакте". В общей сложности российскими сайтами на Украине пользовались 25 миллионов человек. На тему того, как 60% населения одномоментно должны отказаться от сервисов, которыми пользовались ежедневно, в социальных сетях и песни сочиняют.
Дверь посреди участка. Вокруг никаких заборов. Смысл — в том, что обойти блокировку, которую ввели украинские власти, можно за несколько минут.
Москва. Офис социальной сети "ВКонтакте". В день, когда президент Украины подписал документ о запрете российских сайтов, здесь зафиксировали рекордное количество посещений — с территории Украины на сайт зашли 18 миллионов человек, при том что обычно в день здесь около 16 миллионов украинских пользователей. Несмотря на то что крупнейшие провайдеры Украины уже заблокировали доступ к российским сайтам, по статистике, на них заходит примерно то же самое количество украинцев.
"На первых местах на Украине находятся средства обхода блокировок. Это и VPN-сервисы, ТОR. Это говорит о том, что на самом деле людям очень важна способность общения. По факту это приведет к тому, что люди потеряют свои связи, своих друзей, а сервисные службы, например, почта окажутся вне доступа. Представьте, что вы потеряли содержимое почтового ящика за много лет и не можете к нему больше обратиться. Вы потеряли фотографии в соцсетях, переписки со своими друзьями. Больше всего от этой истории страдают простые украинцы", — отметил Владимир Габриелян, вице-президент, технический директор компании Mail.Ru Group.
Сколько за это придется заплатить, президент Порошенко произнести не решился. Цифру в эфире украинского канала назвал глава Управления Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко. По телефону. "Что касается дальнейших действий, то для этого потребуется года два и миллиард долларов", — сказал он.
На лицах ведущих не было ни тени удивления. Миллиард — так миллиард. Масла в огонь добавило еще одно заявление — руководителя Службы по вопросам информационной безопасности Совета национальной безопасности и обороны Украины Валентина Петрова.
"Пользователи не будут за это никаким образом караться. Мы не касаемся контента. Уже много рецептов появилось, как обойти, пожалуйста, пользуйтесь", — сказал Петров.
Иными словами, задача Киева — потратить миллиард на нововведение и даже не следить за тем, как оно исполняется.
"Это повлияет в обратную сторону. Понятно, что всегда особенно среди молодежи существуют реакционные настроения и люди, которые увеличат свою техническую грамотность. Они задумаются, почему в нашей свободной стране появились такие ограничения", — подчеркнул Владимир Габриелян.
Заявления о том, что таким образом Украина грубо нарушает права человека, звучат по всему миру.
"Мы поддерживаем свободу выражения и выступаем против любых усилий и конкретных шагов в сторону ограничения свободы выражения и свободы коммуникации", — заявил заместитель официального представителя Генсека ООН Фархан Хак.
А вот реакция уполномоченного правительства Германии. "Я сильно сомневаюсь, что это рациональный шаг. Многие украинские семьи имеют контакты с Россией, родственные связи. Это выглядит как ограничение свободы действий граждан Украины. Я не думаю, что есть необходимость прибегать к таким мерам", — уверен он.
США. Представитель Госдепа в неофициальной беседе с репортерами призвал Киев найти способ защиты своих национальных интересов без подрыва конституционных принципов и свободы слова. Комитет защиты журналистов со штаб квартирой в Нью Йорке высказался еще жестче. "Попытки запретить российские СМИ на Украине антидемократичны и, вероятно, будут неэффективными и могут легко привести к прямо противоположной реакции граждан, которым правительство не дает возможность сформировать свое собственное мнение", — заявили там.
Запреты коснулись и российских СМИ: всего холдинга ВГТРК, информационного агентства "Россия сегодня", музыкальной радиостанции "Наше радио", телеканалов "Звезда", "ТВЦ", "НТВ Плюс", "РЕН ТВ", "РБК".
В Совете Европы заявили, что блокирование интернет-сервисов идет вразрез с общим пониманием свободы слова.
Министр иностранных дел Украины Климкин при этом убеждал европейцев том, что запрет необходим, мол, соцсети сеют "ненависть и раздор".
Любопытно, что сам президент Порошенко спустя четыре дня после запрета, несмотря на обещания, из сети "ВКонтакте" так и не ушел. У него здесь полумиллионная аудитория. Здесь же по-прежнему и Сергей Лещенко, и Мустафа Найем — депутаты Рады.
Кроме социальных сетей под запрет попала и система "1С". В автоматическом режиме она помогает производить бухгалтерский учет: начисление зарплаты, налогов, управление кадрами. Программа из разряда необходимых.
Формально на исполнение запрета у украинских провайдеров — полторы недели, но в реальности ситуация выглядит иначе. Как сказал украинский совладелец интернет-провайдера Владимир Сидоренко, "тут хоть законы, хоть не законы, а как это сделать?"