Любовь без памяти
Что чувствует человек, потерявший память? Какие эмоции испытывает тот, кто в середине жизненного пути вдруг ощутил себя новорожденным? Растерянность? Страх? Любопытство? Безграничную свободу? В какие глубины уводит подсознание человека, чье прошлое вдруг превратилось в чистый, незаполненный лист?
Ответы на эти и многие другие вопросы зрители канала смогут получить, посмотрев премьеру теленовеллы "Женщина без прошлого", стартовавшей на телеканале "Россия" 14 января 2008 года. Это красивая романтическая сага о любви, предательстве, настоящей дружбе и превратностях судьбы…
***
Что? Где? Когда?
Завязка истории такова: на юге России на дне глубокого ущелья дед-травник и молодой грек находят женщину, истекающую кровью. Несчастная травмирована не только физически – сотрясение мозга повлекло за собой амнезию. О том, что у нее есть семья, что ее ищут, что за ее спиной плетутся интриги, а она сама стала жертвой клеветы и предательства со стороны самых близких людей, Александра не знает…
Продюсеры (Юрий Беленький, Елена Имамова) и режиссеры (Елена Цыплакова, Борис Невзоров) сделали ставку на новые имена и лица. Главные роли в сериале достались актрисе театра "Современник" Марии Аникановой (Александра), студентке ВГИКа Александре Афанасьевой-Шевчук (Лариса) и актеру Театра им. Гоголя Андрею Андрееву (Тео). Не исключено, что уже очень скоро проект сделает их звездами, как это было с Анной Снаткиной ("Обреченная стать звездой") и Юлией Зиминой ("Кармелита").
Работа над сериалом началась в апреле 2007-го. Процесс принципиально отличался от обычного. Большая часть фильма снималась "на натуре", а не в павильоне, как принято в технологиях "длинного" телекино. Съемки многих основных сцен "Женщины без прошлого" проходили в живописных уголках Греции, Абхазии, Сочи, Геленджика, что позволило создать по-настоящему яркую картинку, на которую особенно приятно смотреть сейчас, зимой – в момент старта проекта. Съемочный процесс продолжается и по сей день, но уже в московских павильонах.
Изначально сериал собирались снимать в Ялте, но буйная сочинская зелень, гордые горные вершины, бурлящие реки оказались ничуть не хуже, а в чем-то даже колоритнее украинских, и очень скоро Красная Поляна и окрестности были утверждены как основные места съемок. Теперь зритель может увидеть в кадре склоны и пики горного массива Аибга, бурную реку Мзымта, протекающую по Ахштырскому каньону, уникальное хозяйство, занимающееся разведением и выращиванием радужной форели, великолепные дикие сады. Местные жители с радостью предоставили московским киношникам свои дома – как хижины, так и дворцы; местная молодежь с удовольствием снималась в массовке, а ансамбль греческого танца "Ардзепас" 3 съемочных дня охотно отплясывал на свадьбе героев.
На краю обрыва
Несколько ключевых сцен теленовеллы снимали у крутого обрыва над речкой Мзымта. В переводе с черкесского Мзымта означает "бешеная", и быстротекущая горная река вполне оправдывает свое название. С этого страшного утеса, с головокружительной высоты, столкнули Александру. Правда, встала она уже в Геленджике – только там можно было снимать медведицу, которая по сюжету обнаруживает героиню. Мохнатую актрису по кличке Агаша нашли в Краснодарском цирке-шапито, и перевозить ее по горному серпантину в Сочи оказалось невозможно. Так что Магомету в лице съемочной группы пришлось отправляться навстречу к "горе" в Геленджик. Косолапая актриса так понравилась съемочной бригаде, что буквально за сутки желающие познакомиться скормили ей 3-дневный запас сгущенки, яблок и печенья. Лакомке угощение пришлось по вкусу, и впоследствии на правах примы она утащила коробку вареной сгущенки и погрызла каждую банку, пытаясь извлечь содержимое. Другим любимым развлечением зверя стало купание в горном ручье – Агашу не пришлось долго уговаривать позировать перед камерой. Она сама бросилась в воду и, фырча от наслаждения, долго плескалась.
С упомянутого же утеса сбрасывали чемодан героини, скидывали в бездну "трупы" бандитов. По понятным причинам съемки у обрыва были сопряжены с повышенным риском, а реквизит, брошенный в пропасть, достать и вовсе было невозможно – поэтому все сцены старались делать с одного дубля. Однажды реквизиторы, изготавливая муляж трупа, предназначенного "на выброс", чуть не оставили всю группу без теплых вещей. Недолго думая, девушки набили костюм бандита пледами, твердо уверенные в том, что потом вещи можно будет вернуть. К счастью, их вовремя остановили, а ноги, руки, плечи "трупа" сделали из веток.
Добрый волшебник
Основные сюжетные линии начинают развиваться в лачуге Деда-травника. В этот дом попадает израненная Александра, сюда приходит красавец грек Теодор Ипсиланти, здесь зарождается их любовь, сюда же впоследствии наведываются бандиты.
Хозяина лачуги, философа, целителя и ясновидца, живущего вдали от людей, играет звезда советского кино Юрий Александрович Кузьменков ("Большая перемена", "По семейным обстоятельствам", "Вас вызывает Таймыр"). Это его герой находит, спасает и лечит Александру. Есть что-то почти мистическое в том, что роль предложили именно этому актеру: 67-летний Кузьменков сам вот уже 5 лет живет с женой в подмосковной деревне, прячась от городского шума и суеты.
Юрий Кузьменков: "Хотелось сделать Деда немножко не от мира сего. Очень не хотелось бы, чтобы он был только светлым. Когда начинают крылья на спине прорастать, я в этом всегда сомневаюсь, не люблю ангелов – не бывает такого. Люди есть люди – со своим хорошим, плохим, неустойчивым характером. А в жизни Деда произошло что-то такое, отчего он впал в тяжелое психологическое состояние и ушел от всех. Долгое время жил один. А потом, как человек верующий, стал помогать другим. Когда живешь долго один, размышляешь, сопоставляешь факты, тогда ясновидение приходит. Очень четко можешь понять другого человека… В чем-то я с Дедом совпадаю. Только, может, я более нервный, менее углубленный, чуть меньше разбираюсь в людях".
Специально строить хижину знахаря не пришлось – в селе Казачий брод нашелся подходящий домик, который декорировали греческим орнаментом. Все лишнее замаскировали сеткой, а бункер во дворе прикрыли стогом сена. Правда, в первую же ночь траву съели лошади, находившиеся на свободном выпасе, и наутро пришлось ставить новый стог. Но еще больше съемочной группе запомнилось радушие армянской семьи, предоставившей для съемок свой дом, сад со всеми фруктами, а также исправно потчевавших усталых актеров дивной целебной настойкой на перегородках грецких орехов.
А нюх как у собаки, а глаз – как у орла!
Пока Дед помогает Александре вспомнить, кто она такая, родные и знакомые женщины бросают все силы на ее поиски. Начальник пропавшей даже нанимает частного сыщика по имени Ян.
Актер горьковского МХАТа Николай Сахаров, играющий детектива, уверен, что ему досталась самая выигрышная роль. Не раз он слышал завистливые вздохи мужской части съемочной бригады – мол, такую роль плохо не сыграешь!
"Роль у меня потрясающая. Ян – нетрадиционный сыщик. Нет в нем стереотипной жесткости, резкости современных кинодетективов. У него длинные волосы, он внешне больше напоминает художника или музыканта. Бывает смешным, ерничающим клоуном, и это для меня очень важно. Ведь обычно мелодрама перегружена слезами и соплями, а тут – живой человек, причем человек качественный, всегда разный. Циник и идеалист, резкий и в то же время лиричный, влюбленный в женщину, которая его не очень понимает. Страдающий из-за того, что ему не дают видеться с ребенком. Робин Гуд, который не прочь заработать на олигархах и раздать деньги бедным. И это при том, что сам он – бессребреник, живущий в хрущобе и разъезжающий на старых "Жигулях".
Видимо, образ вездесущего детектива пришелся по нраву не только самому актеру, уставшему изображать на экране священников (а за последнее время Николай сыграл в кино 5-6 батюшек), но и режиссерам, на треть увеличившим Сахарову количество съемочных дней. За востребованность пришлось расплачиваться – 10 килограммами потерянного веса, сломанным в постановочной драке ребром, выбитым позвонком и постоянными перелетами в Сочи: за время работы над проектом актер успел слетать туда-обратно 48 раз.
"Яна все время хватают, бьют, вяжут, то он в пещере оказывается, то в сарае каком-нибудь. Для него это норма – постоянно попадать в истории, он ведь по натуре игрок, человек одержимый, с сумасшедшинкой. В этом мы с ним немного похожи".
Благородный рыцарь
Пока преемник Пуаро роет носом землю в поисках улик, Александра, так ничего и не вспомнив о своем прошлом, переезжает в дом Тео. Между молодыми людьми, конечно же, возникает симпатия, которая со временем перерастает в более глубокое чувство. Да и как было Саше не влюбиться в красавца мужчину, убеленного благородными сединами и овеянного романтическим ореолом спасителя?
Кстати, о сединах. Так получилось, что в поисках оптимального образа персонажа актера Андрея Андреева несколько раз перекрашивали: сперва играли оттенками седовато-серебряного, потом попробовали каштановый цвет, затем Тео превратился в жгучего брюнета, а под конец все же было решено вернуть артисту его натуральную седину. Но и тут суета вокруг прически Тео не закончилась. Так вышло, что во время съемок стало известно, что Сочи станет столицей Олимпийских игр. В этот вечер гулял весь город, люди пели, танцевали прямо на улицах. Не осталась в долгу и творческая группа. А на следующий день замученные празднеством гримеры, приводя в порядок прическу Андреева, по ошибке нанесли ему на волосы… клей ПВА. Заметили оплошность не сразу – расческа прилипла к волосам актера, когда почти вся голова уже была обработана. Последствия устраняли уже 3 гримера, едва не оставившие бедолагу вовсе без волос.
Андрей Андреев мужественно перенес все испытания – за плечами хорошая школа. В 1989 году он окончил Саратовское театральное училище, его однокурсниками были Галина Тюнина и Евгений Миронов. Но в отличие от них Андрею впервые в кино досталась роль из разряда "главнее не бывает".
Может быть, именно поэтому его впечатления от съемок оказались самыми яркими, а рассказы – самыми эмоциональными. С блеском в глазах вспоминает Андрей, как кружилась голова от ароматов созревающих слив, яблок, груш, инжира. Орехи, грибы, мед с хозяйской пасеки – разве можно забыть все это?!
В Красной Поляне снимали сразу два дома Тео – греческий и русский. В русском играли и свадьбу героя. С этим эпизодом у кинобригады связано немало воспоминаний. Начнем с того, что в день съемок хозяева дома отмечали серебряную свадьбу, были созваны гости, накрыт стол. И тут на пороге, как водится, в самый неожиданный момент, появилась творческая группа… Гостеприимным сочинцам пришлось потесниться и отмечать под одной крышей сразу две свадьбы.
На этот же день у судьбы был припасен еще один сюрприз – Андрей Андреев стал отцом очаровательной девочки. "Снимают свадьбу, греческие танцы, а я каждые 5 минут звоню в Москву: ну как, ну как? И вдруг такой крик раздается: родила!!! Счастья полные штаны, сказать больше ничего не могу", – вспоминает актер. Это событие праздновали всей съемочной группой. Вечером в гостинице устроили салют. Отмечали с таким размахом, что в конце концов кому-то из соседей показалось, что гостиница горит. Кстати, Андреев не единственный, кто за время съемок успел стать папой. Сейчас его киноневеста Майя (актриса Ксения Ильясова) тоже ждет ребенка.
О злодеях
Как известно, мир любой порядочной теленовеллы населяют не только безупречные высокоморальные герои, но и злодеи, пытающихся сжить их со свету. В сериале "Женщина без прошлого" за линию козней и преступлений отвечают несколько человек.
Александра Афанасьева-Шевчук, играющая главную интриганку, – в жизни очаровательная рыжеволосая девушка с добрым и теплым взглядом. Но режиссеры почему-то любят приглашать ее на роли стерв и коварных разлучниц – даже если изначально представляли своих роковых героинь совсем иначе. Вот и на этот раз хищницу Ларису хотели видеть коротко стриженной черноволосой девицей – до тех пор, пока на пробы не пришла Саша. Кстати, начинающая актриса играет в сериале вместе со своей мамой Ириной Шевчук, знакомой зрителю по фильму "А зори здесь тихие" (роль Риты Осяниной). Правда, по сценарию у них весьма натянутые отношения.
Еще одного отрицательного персонажа – главу греческой диаспоры Йоргаса – играет Кирилл Козаков. Достаточно посмотреть на него в этом фильме, и сразу станет ясно – этот человек явно замышляет что-то недоброе. Осуществлять коварные планы ему помогают бандиты масштабом помельче. Роль одного из них исполняет молодой актер Андрей Тубелис. О своем герое он отзывается не слишком лестно: "Руслан – неутомимое алчное ничтожество, но при этом очень обаятельное. Он отвечает за комическую линию в сериале, демонстрируя чудеса выживаемости. Все невзгоды компенсирует жаждой наживы. Он – помощник главного злодея в сериале, который сам не может в открытую заниматься определенными делами. А я – его руки. Так сказать, ручки шаловливые". По сценарию Руслану не раз достается на орехи от других героев. Например, в одной из сцен его избивает герой Павла Савчука Алик. Последнему эта сцена далась нелегко: "Еще недавно мы с Андреем играли в одном сериале закадычных друзей. А тут мне пришлось его в кадре избить до полусмерти, просто в мясо. Ну очень кровавая сцена. Я это пережил как личную трагедию".
Немало ключевых сцен снимали в ресторане Йоргаса, который на самом деле принадлежит двум сочинским гречанкам. Им в процессе съемок пришлось изрядно понервничать: пару раз киношники, вместо того чтобы сделать заведению рекламу, едва не распугали всех клиентов. Например, во время съемок сцены похищения одной из героинь у кафе собралось столько машин милиции и бойцов ОМОНа, что некоторые добропорядочные граждане всерьез решили, будто под крышей идут криминальные разборки! Но это еще что! Неподалеку от ресторана протекает широкий ручей: на одном из его берегов и вовсе расположилась палатка маньяка, а на другом не раз досталось по зубам сыщику Яну, слишком близко подобравшемуся к логову бандитов.
Каждой твари – по паре
Одними из самых востребованных актеров на съемочной площадке теленовеллы оказались животные. Кроме уже упомянутой медведицы участниками съемок стали, к примеру, обычные петухи. Создателям сериала непременно хотелось снять петушиные бои, но вот уговорить гордых обладателей переливающихся хвостов драться на импровизированном ринге с нужным для дела темпераментом удалось не сразу.
Непрошеными актерами массовки оказались и краснополянские свинки, привыкшие совершать ежедневный моцион как раз на той улице, которую облюбовали для съемок. Отогнать их было практически невозможно, и поэтому на экране то и дело мелькают свиные пятачки и слышится возмущенное хрюканье.
За кадром осталось еще немало интересных историй, а вот оценить окончательный результат усилий съемочной группы вы можете, включив в будни канал "Россия". Тем более что создатели сериала с волнением ждут реакции зрителей:
Юрий Беленький (продюсер): "Каждый старт сериала, первую неделю, пока он идет, я нахожусь в состоянии предынфарктном. Успех проекта невозможно предугадать. Вот, например, от "Кармелиты" я ожидал провала, а на деле фильм побил все рекорды. Как будет на этот раз, покажет время".
Хлобыстова Людмила, RUTV.ru