27 марта 2003, 16:06 27 марта 2003, 17:06 27 марта 2003, 18:06 27 марта 2003, 19:06 27 марта 2003, 20:06 27 марта 2003, 21:06 27 марта 2003, 22:06 27 марта 2003, 23:06 28 марта 2003, 00:06 28 марта 2003, 01:06 28 марта 2003, 02:06

Без веры жизнь не имеет смысла

Программу смотрят не только мусульмане, ее сюжеты вызывают интерес и у людей, исповедующих другую религию. Цель создателей - рассказать зрителям об Исламе.

С недавних пор на телеканале "Россия" появилась передача "Мусульмане". И хотя она идет всего 15 минут, аудиторию собирает большую. Ее смотрят не только мусульмане, сюжеты передачи вызывают интерес и у людей, исповедующих другую религию. Основная цель ее создателей - рассказать зрителям об Исламе, о мусульманах. Ведет передачу очаровательная Динара Садретдинова. Уверена, что лучистые глаза и обаятельная улыбка Динары вызывают к передаче еще больший интерес.
Динара, несмотря на свой плотный рабочий график, согласилась дать интервью "Татарским новостям".

- Динара, в редакцию приходят письма и раздаются телефонные звонки от наших читателей, в которых они просят рассказать о Вас. Им интересно все: где Вы родились, учились. Просят рассказать и о передаче "Мусульмане". Может, с этого и начнем?

- Родилась я в Москве, а корни берут начало в деревне Петряксы Нижегородской области, там жили мои предки. В нашей передаче даже был сюжет об открытии в этой деревне новой мечети. К сожалению, в Петряксах я ни разу не была, но мой папа с дедушками стараются каждое лето навещать родственников. После школы я поступила в Российскую академию театрального искусства (ГИТИС).

- Почему выбор пал именно на ГИТИС?

- Тянуло в разные стороны. Хотелось быть и психологом, и журналистом, я даже посещала в течение нескольких месяцев Клуб юных журналистов. В школе участвовала в художественной самодеятельности. Однажды на уроке по профориентации учительница нас спросила, кем мы хотим стать. Я ответила, что журналистом. Услышав это, мой одноклассник Анар Рамазанов воскликнул: "Ты же на месте не усидишь, тебе надо в театральное поступать!" Кстати, Анар учился в Сирии и получил там религиозное образование. Так получилось, что мы вдвоем из класса, по воле Всевышнего, пришли к религии.
После всех моих метаний я поступила на подготовительные курсы в Гнесинское музыкальное училище. Там я занималась вокалом и сценической речью. Параллельно ходила на бальные танцы. Преподаватели сказали, что у меня есть голос и посоветовали поступать на музыкальное отделение. На следующий год я поступила на факультет музыкального театра.

- Когда Вы почувствовали тягу к религии? Возможно, это влияние родителей?

- Мне сложно сказать, когда именно это произошло. Безусловно, мои родители - искренне верующие люди, и первое знакомство с религией состоялось, конечно же, благодаря им. Но национальные традиции в нашей семье, как и во многих татарских семьях, превалировали над религиозными, в большинстве случаев из-за нехватки информации об Исламе. Приходом к вере я обязана во многом своей старшей сестре, Наиле. По образованию она филолог, учитель русского языка и литературы. Она первая в нашей семье стала соблюдающей мусульманкой, потянула всех нас за собой. Только благодаря ее мудрости и терпению, я смогла понять, что такое вера. Наиля - это и мой учитель, и самый близкий друг. Сейчас она учится вместе со своим супругом в Сирии, но, несмотря на это, я ощущаю, что между нами есть некая связь, которая, несмотря на расстояние, сохраняется в наших сердцах.
Так случилось, что перед последним курсом института я ощутила потребность в молитве, осознав, что жить, как прежде, уже не могу, да и не хочу. Жизнь без веры в Единого Создателя перестала иметь какой-либо смысл. На каникулах я побывала в женском исламском лагере и научилась читать намаз. Это и предопределило мою дальнейшую жизнь. Я стала молиться и, по возможности, соблюдать предписания религии. Но учась в институте, играя в студенческих спектаклях и исполняя вокальные партии, делать это было непросто. В исламе подобное не одобряется. Меня это очень тяготило. Все больше убеждалась в том, что после окончания института я не увижу себя на театральной сцене, хотя предложения попробовать свои силы в театре были.

- Как в твоей жизни появилось телевидение?

- Я и представить себе не могла, что получится как-то связать свою профессию и религию. Это был подарок от Всевышнего. Как-то сестре позвонил ее знакомый Дамир Вагапов предложить работу. Наили дома не оказалось, она в то время работала в Иране, тогда он посоветовал мне попробовать свои силы в программе "Мир Ислама" в качестве корреспондента. После долгих сомнений решила попробовать. Поработав какое-то время, еще до выхода программы в эфир, я получила предложение сняться в качестве ведущей. Съемки прошли успешно, и мы с Дамиром стали вести программу вместе. Просуществовала она неполных два года, выходя в эфир с большими перерывами. Спутниковый телеканал "АСТ - Прометей" плохо финансировался, в связи с чем возникали сложности в работе. В конце концов, программа закрылась. Я осталась без работы. И тут сестра в Соборной мечети случайно встретилась с моим будущим режиссером Еленой Коршак. Наиля, видимо, настолько ее впечатлила, что Елена Ивановна пригласила сестру поучаствовать в новом телевизионном проекте. Сестра (ее-то это не интересует, она у нас человек серьезный) сразу вспомнила про меня. Пробы оказались удачными, они понравились руководству программы и канала, мне предложили вести передачу "Мусульмане". От этого предложения отказаться я не могла, хотя и понимала, что за каждое сказанное мною в эфире слово придется нести ответственность не только перед людьми, но и перед Всевышним.

- Что входит в обязанности ведущей программы "Мусульмане"?

- В мои функции входит написание текстов для того, чтобы подготовить зрителей к сюжетам. Их мы обсуждаем вместе с руководителем программы Василием Ивановичем Антиповым. При необходимости я подключаюсь и к работе над текстами наших корреспондентов. В коллективе я единственная мусульманка, но, несмотря на это, наши авторы интересуются Исламом, изучают необходимую литературу и стараются давать в эфир только объективную информацию. К сожалению, я не могу полностью посвятить себя программе, параллельно с работой на телевидении учусь в институте. Закончив курсы на отделении Исламоведения в Институте стран Азии и Африки, я решила поступить на факультет английского языка в Московский Институт Открытого Образования. Уже заканчиваю, осталась всего одна сессия.

- Где проводятся съемки программы?

- Никто почему-то не узнает Мемориальную мечеть на Поклонной горе. Именно там и проходят все съемки. Имам этой мечети Шамиль Аляутдинов предоставил нам возможность снимать там программу, и меня это очень радует, потому что никакие студии не смогут заменить мечеть с ее особой атмосферой.

- Раньше программа выходила в пятницу по утрам, а сейчас днем. С чем это связано?

- Да, действительно, раньше программа начиналась в 8.15 утра, а теперь в 13.30. На канале "Россия" появился блок "Доброе утро, Россия", и программу "Мусульмане" перенесли на более позднее время. По крайней мере, так объяснила дирекция канала. С изменением времени выхода передачи в ней произошли хоть и незначительные, но изменения. Раньше "Мусульмане" занимали  13 минут эфирного времени, сейчас программа стала 15-минутной.
К сожалению, программа выходит в пятницу, что вызывает недовольство телезрителей, Соблюдающие мусульмане, в частности мужчины, обязаны посещать пятничную молитву, поэтому они вынуждены пропускать программу. Получается, что основной нашей аудиторией являются женщины - домохозяйки, бабушки и дети. Сама же программа рассчитана на широкий круг зрителей, как на мусульман, так и на немусульман. Об этом свидетельствует почта, приходящая в адрес программы. Кстати, прошу прощения у всех, кто мне пишет: по возможности я стараюсь отвечать, но у меня физически не хватает времени ответить всем. Большую часть писем я передаю в исламский фонд "Ихлас", где существует организация "Алиф", занимающаяся рассылкой литературы об Исламе.

- Возможно ли увеличить время передачи?

- Это целиком зависит от руководства канала, по инициативе которого передача была создана. Если бы увеличилось эфирное время, появилось бы большое поле для работы. Можно было бы не просто представлять сюжеты в эфире, но и давать комментарии. Наша программа еще очень молодая, в эфире мы только год. Например, в Голландии подобная передача существует с 1986 года. Тогда она занимала 15 минут эфирного времени, а сейчас программа часовая. Может быть, и наша программа, инша-Аллах, со временем станет больше. Я думаю, этому может поспособствовать и зрительская поддержка.
Кстати, руководство телеканала "Россия" и телевидеокомпания "Исламский мир" в данный момент ведут переговоры о том, чтобы программа выходила на видеокассетах. Вероятно, в скором времени этот вопрос будет решен, и тогда зрители смогут смотреть программу "Мусульмане" в записи. А информацию о приобретении кассет можно будет узнать в ТВК "Исламский мир".

- Динара, в программе представляются сюжеты из разных регионов. Какие проблемы возникают в жизни российских мусульман?

- Проблем много. Например, разразившийся в Казани скандал по поводу фотографирования мусульманок в платках на паспорт. Это достаточно серьезная проблема для женщин. Может быть, мое появление на телеэкране в хиджабе в какой-то степени способствовало обострению этой проблемы. Мне повезло, год назад я сделала паспорт с фотографией в платке. Я молилась Всевышнему, чтобы это случилось.

- Помните день, когда Вы впервые вышли на улицу в хиджабе?

- Честно говоря, помню плохо, у меня несколько первых выходов в платке слились в один. Помню ощущение полета над землей. Это было летом, я шла в мечеть, встречая по дороге полуодетых девушек, и испытывала чувство достоинства оттого, что я мусульманка. Для меня это очень важно. По Исламу обнажаются только рабыни, свободная женщина закрывается всегда. В платке я чувствую себя закрытой от посягательств извне, он помогает мне сохранить внутри нечто такое, что не должно быть открыто для всех и каждого.

"Татарские новости", беседовала Дина Аляутдинова

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация