Московский театр юного зрителя выпустил спектакль, который не рекомендуют смотреть зрителям, моложе 16 лет. Черная комедия модного ирландского драматурга Мартина МакДонаха обещает стать постановкой, о которой спорят. Острые углы, запретные темы и жутковатые сцены, прописанные в пьесе, молодой режиссер Александр Суворов смягчать не стал. Рассказывают «Новости культуры».
Ирландская глубинка, в которой царит жестокость и полностью отсутствует смысл жизни – таков мир драматургии МакДонаха. В пьесе «Лейтенант с острова Инишмор» героиня мечтает войти в террористическую группировку, герой собирается убить родного отца из-за кота. Впрочем, поводы для убийств находятся легко. Но МакДонах умеет заставлять смеяться даже над кровью. Формула этого черного юмора – насилие, доведенное до абсурда.
«Живут они так, – говорит актер Павел Поймалов. – И это вызывает юмор, чем серьезнее это делаешь. А, убить – ну давайте, да. Разрезать – щас, секундочку».
Ржавые листы железа, трубы и металлическая сетка – это пространство без названия, без привязки к географии. На актерах – никакого грима. Вместо костюмов – реальные вещи.
«Я ходил на улицы, собирал с людей, снимал со знакомых, – рассказывает художник Фемистокл Атмадзас. – Естественно, нужны были ношеные вещи, потому что любые новые вещи забутафоренные, искусственно состаренные, в них нет ни жизни, они все равно мертвы. Самые лучшие для меня вещи – это реально ношеные».
Все это для того, чтобы каждый зритель могут ассоциировать эту историю со своим жизненным опытом. Шокирующая жестокость – просто способ острее поставить проблему – у многих молодых людей нет в жизни положительных примеров и ориентиров.
«Они растут и видят вокруг, ну, скажем так, одно насилие, – говорит Александр Суворов. – Или, можно сказать, абсурд окружающей действительности. И, вырастая, к чему-то сильно стремясь, они не знают других инструментов взаимодействия с окружающим миром. Не умеют просто по-другому».
За ирландскими реалиями – универсальные проблемы. Создатели спектакля уверены – этих героев мы каждый день встречаем на улице. Это очень русская ирландская история.