20 сентября 2012, 14:48 20 сентября 2012, 15:48 20 сентября 2012, 16:48 20 сентября 2012, 17:48 20 сентября 2012, 18:48 20 сентября 2012, 19:48 20 сентября 2012, 20:48 20 сентября 2012, 21:48 20 сентября 2012, 22:48 20 сентября 2012, 23:48 21 сентября 2012, 00:48

Новые угрозы для российской системы детских школ искусств

Хрупкая колыбель для будущего отечественной культуры. Сегодня в столице обсуждают вопросы развития детских школ искусств и их дальнейшие перспективы.

Все участники президентского Совета по культуре и искусству давно ведут активную просветительскую и общественную деятельность. Уже сегодня Денис Мацуев и Валерий Гергиев обсуждают с представителями Министерства культуры вопросы развития и проблемы детских школ искусств. Не секрет, что система дополнительного образования испытывает множество трудностей: от недостаточно развитой материальной базы до нехватки преподавателей в регионах. За последние двадцать лет закрытым оказалось каждое пятое учебное заведение. О хронических болезнях и новых угрозах российской системе школ искусств рассказывают «Новости культуры».

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок играл на фортепьяно, пел в хоре или рисовал? По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, примерно 47% родителей хотели бы, чтобы их дети были всесторонне развиты и получили художественное образование. Но желания сталкиваются с реалиями жизни. Статистика говорит о том, что детских школ искусств в нашей стране катастрофически не хватает.

«Была такая цепочка: музыкальная школа – колледж – вуз. Если вырвать из этой цепочки что-то одно, то уже конечного результата не будет. То сокращение музыкальных школ, которое было с 1990 года – сократилось около тысячи школ, отрицательно влияет на ситуацию в этом вопросе», – говорит директор музыкальной школы имени Бетховена Александр Палицын (Москва).

Кузница кадров – детские школы искусств – формировались в 1920-х – 1930-х годах и активно развивались в 1950-х – 1960-х. С 1992 года они стали называться «учреждениями дополнительного образования», а значит необязательного. Поэтому и финансирование необязательное.

«Играть на плохих инструментах – это значит обрекать ребенка на неудачу. Значит нужно финансирование в закупке методической литературы, в оснащении школ другим оборудованием», – продолжает Александр Палицын.

Школы искусств пытаются выжить самостоятельно, но без государственной поддержки не обойтись. Свой вариант предложили челябинские власти.

«Это трехлетняя программа – по 50 миллионов рублей каждый год, то есть 150 миллионов. Она на паритетных началах, к этой сумме будет прикладываться сумма, выделенная из муниципалитетов, – от 10 до 50%», – поясняет министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.

В этом году – впервые за последние несколько лет – в Челябинске удалось приостановить отток учащихся с отделений народных инструментов. Школы покинули лишь шесть учеников. При том, что в 2011 году таких было значительно больше.

«Дети приходят к нам учиться с 5-6-летнего возраста. Мы сразу их привлекаем к игре на шумовых инструментах: дудочки, трещотки, ударные инструменты. А потом у нас еще такое отделение, как подготовка к обучению в школе искусств. На этом отделении мы занимаемся с учащимися общеобразовательной школы», – рассказывает директор детской школы искусств №2 Татьяна Дмитриева (город Сатка).

Еще одна острая проблема – дефицит кадров. Преподавательский состав стареет, а молодые специалисты в такие школы идут неохотно. В отличие от учителей средних общеобразовательных школ, они не получают надбавок и не имеют права на льготную пенсию. К тому же, от нехватки средств сокращаются и педагогические часы.

«К сожалению, да. Это тенденция во всех школах. Действительно, в школы мало вливается молодых кадров, потому что очень низкая заработная плата», – подчеркивает заслуженный работник культуры РФ, педагог детской школы искусств №2 Лариса Тычкова (город Копейск).

Художественное образование требует и особого отбора талантливых детей. В школе имени Серова, например, вступительные экзамены сразу по трем предметам. Замена конкурса простым собеседованием, как требуют новые нормы, вызывает у педагогов недоумение, ведь они занимаются предпрофессиональной подготовкой. Их выпускники становятся студентами Суриковского училища и Академии художеств.

«Они могут не стать художниками дальше, но то, что они здесь учатся, – большой подарок в жизни. Они развиваются, иначе на мир смотрят, у них даже другие отношения между собой», – заверяет преподаватель художественной школы имени Серова Ирина Беляева.

В современном Китае, например, классическое музыкальное образование возведено в ранг национальной идеи. Стоит ли удивляется количеству китайских пианистов, побеждающих на международных конкурсах. Многие отечественные мастера тоже начинали свой путь в детских школах искусств. И сегодня именно они призывают государство сделать все возможное, чтобы помочь тем, кто воспитывает будущее отечественной культуры.
 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация