2 июля 2012, 18:34 2 июля 2012, 19:34 2 июля 2012, 20:34 2 июля 2012, 21:34 2 июля 2012, 22:34 2 июля 2012, 23:34 3 июля 2012, 00:34 3 июля 2012, 01:34 3 июля 2012, 02:34 3 июля 2012, 03:34 3 июля 2012, 04:34

Реальная экспозиция в воображаемом музее

Подарок Музею изобразительных искусств имени Пушкина от западных музеев. В Москве продолжает работу выставка, собравшая шедевры из разных стран мира.

В год столетия Музей изобразительных искусств имени Пушкина получил немало заслуженных комплиментов, но, пожалуй, самых восторженных откликов удостоилась масштабная юбилейная выставка. Знаковые памятники древнего мира и великие полотна XV – XX веков, 46 предметов из 27 крупнейших государственных и частных собраний мира – в том числе Лувра, Прадо, Британского музея – деликатно встроились в постоянную экспозицию Пушкинского, создав идеальное хранилище шедевров. «Воображаемый музей» для Ирины Антоновой – ожившая мечта, для публики – энциклопедия всего мирового искусства. На ее изучение осталось чуть меньше месяца.  Рассказывают «Новости культуры».

Музей изобразительных искусств имени Пушкина известен своими громкими международными проектами еще с начала 1970-х, когда здесь побывала «Мона Лиза» – визитная карточка Лувра. С тех пор здесь выставлялись полотна Тициана, Матиса, Караваджо. Но в год своего столетнего юбилея Пушкинский предпочел выставкам одного шедевра – шедевральный по масштабам проект.

В зале испанских мастеров – статусные гости из мадридского музея «Прадо». «Христос с крестом» Эль Греко – одна из лучших поздних работ мастера – и «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» кисти Диего Веласкеса. Наследник престола на коне и с жезлом в руке – картина, написанная в год гибели инфанта, стала самым ценным экспонатом, переданным на временное хранение Пушкинскому. Страховки, гарантии – только переговорами и урегулированием формальностей здесь занимались больше двух лет. Все для того, чтобы постоянные экспозиции музея в соседстве с заморскими собратьями зазвучали по-новому.

«Я думаю, что такой случай повторится очень нескоро, потому что это очень специальный жест зарубежных музеев в сторону Пушкинского», – полагает заместитель директора ГМИИ имени А.С. Пушкина по международным связям и выставкам Зинаида Бонами.

«Воображаемый музей»: здесь портреты, созданные Гольбейном-младшим и Дюрером, из берлинских собраний соседствуют с мадридской гостьей – легендарной картиной Босха «Извлечение камня глупости». А «Возвращение с крестин» братьев Ленен из Лувра висит бок о бок с «Портретом Альфонса Лероя» Жака-Луи Давида из музея Фабра и «Праздником любви» Ватто из Дрезденской галереи. Географию Европы здесь можно изучать по живописным подлинникам.

«Эта выставка позволила не только укрепить связи с нашими постоянными партнерами, но и завязать новые связи. Например, с музеем Эшмолиан в Оксфорде – это университетский музей, один из известных и старейших музеев такого уровня в Великобритании», – подчеркивает заместитель директора ГМИИ имени А.С. Пушкина по научной деятельности Андрей Толстой.

Благодаря этому проекту в Галерее искусства Европы и Америки XIX и XX веков столичным музейщикам удалось создать уникальную экспозицию. В одном зале собрать мастеров, которых в стенах Пушкинского еще никогда не было – ярких представителей сюрреализма: Рене Магрита с его «Ключом полей», Поля Дельво с «Пленницей», Ива Танги с инопланетным ландшафтом и экспериментатора Макса Эрнста с картиной «Осквернение весны».

«Это работа, где используются экспериментальные техники, и эти техники придумывались часто самим Максом Эрнстом. Это, например, техника гротажа: на какой-нибудь предмет – например, на кусок коры древесной – клалась тонкая бумага и протиралась. Получался отпечаток этой коры на бумаге, но без участия кисти и красок», – продолжает Андрей Толстой.

В стиле сюрреалистичной мозаики созданы и скульптурные композиции: «Обнаженная» Джакоммети и гигантская голова Роя Лихтенштейна. А в соседнем зале рядом с романтичным «Завтраком на траве» Клода Моне из собрания Пушкинского музея появился «Завтрак» скандальный – кисти Эдуарда Мане из Галереи Лондона. Такой музей непременно должен существовать в воображении каждого человека, считал министр культуры Франции Андре Мальро. Собственно, и название проекта Пушкинский позаимствовал у книги известного культуролога. Вот только экспозиция получилась не воображаемой, а вполне реальной.

Все материалы, посвященные 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина >>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация