"Весна священная" в исполнении тайваньских танцоров
Они переступают через обычные взгляды на хореографию и разбивают представления о видении прекрасного, рождая новые художественные принципы. На сцене Российского молодежного театра коллектив из Тайваня – Neo-Classic Dance Company представил сразу две постановки. «Весну священную» на музыку Игоря Стравинского, соединенную с древними китайскими песнопениями, и «Песнь благодарения», исполняемую под хор племени Бунун. Рассказывают «Новости культуры».
Этот танец под глубокое, протяжное, почти сакральное – ом – напоминает медитацию. «Песнь благодарения», тайваньское племя Бунун поет два раза в год. Веря – в алхимию звука, отслеживая лунные циклы, которые согласно мифу определяют события и влияют на урожай.
«Когда человек общается со своими богами, это придает ему силы, – говорит танцовщик Лю Сиао-Лун. – Здесь нет слов. Только поза говорит о сакральности происходящего».
Лиу Фен-Шу сделала ритуальные песни достоянием искусства. Под эту музыку танцоры двигаются абсолютно синхронно. Скульптурные позы, глубокое дыхание, точеный рельеф.
Мистическая связь неба и земли здесь главная. Лиу Фен-Шу закольцовывает движение и звук, как закольцована сама песнь благодарения, которую поют, двигаясь по кругу восемь мужчин. После такого релакса, московские хореографы заговорили о мистическом прозрении и абсолютной гармонии.
«Речь идет о смысле, о духе, – считает хореограф Генрих Майоров. – И этот момент показан у них как нельзя лучше. Он лежит целиком на их национальной культуре».
Наблюдая видео «Весны священной», публика впадает в транс. Роман Виктюк настроен на ритуальный танец жертвоприношения со свойственным ему пугающим восторгом.
«Им нужно петь осанну за их творчество. Это подвиг, – отмечает Роман Виктюк. – И то, что будет во второй части я ожидаю, это будет великое искусство».
У Лиу Фен-Шу своя «Весна священная». Она делала ее вдохновляясь письменами на черепашьих панцирях и костях – этими иероглифами китайцы пользовались в XV веке. Здесь ведьму сжигали в качестве жертвы, в танцевальном экстазе просили дождя. Лиу Фен-Шу досконально изучив священные манускрипты сделала версию жертвоприношения по собственному сценарию, но под музыку Стравинского.
«Я перенесла действие в китайскую деревню, – рассказывает хореограф. – И в качестве жертвы принесла не девушку – правителя – царь Тан, который является реальным историческим персонажем».
Доктор Лиу, так называют хореографа, не только ставит – изучает природу танца. Соединяя древние традиции с современной пластикой и движением.