17 мая 2012, 07:55 17 мая 2012, 08:55 17 мая 2012, 09:55 17 мая 2012, 10:55 17 мая 2012, 11:55 17 мая 2012, 12:55 17 мая 2012, 13:55 17 мая 2012, 14:55 17 мая 2012, 15:55 17 мая 2012, 16:55 17 мая 2012, 17:55

В Москве открылась выставка военной графики Виталия Горяева

На выставке "Виталий Горяев: Художник и Война", посвященной Победе в Великой Отечественной войне, экспонируется военная графика, иллюстрации к известным послевоенным произведениям, а также акварели военных лет Виталия Горяева.

На выставке «Виталий Горяев: Художник и Война», посвященной Победе в Великой Отечественной войне, экспонируется военная графика, иллюстрации к известным послевоенным произведениям, а также акварели военных лет Виталия Горяева.

В 1941-1942 гг. В. Горяев работал в «Окнах ТАСС». Эти знаменитые агитационные плакаты с призывами к защите Родины, снова ставшие очень популярными с началом Великой Отечественной, были наследниками «Окон РОСТА», поднимавших дух войск Красной армии еще в Гражданскую войну. Потом художник отправился на фронт. В 1942-1945 гг. он был главным художником журнала «Фронтовой юмор».

На выставке представлены оригиналы этих ветхих, суровых, и при этом полноцветных и ярких, нефальцованных листов «Фронтового юмора», на которых фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация – профессионального литератора или артиллериста-любителя – сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов.

Жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи. Редакции «Фронтового юмора» и «Красноармейской правды», бессменным главным редактором которой во время войны был А.Твардовский (и именно там, как известно, впервые публиковались главы «Василия Теркина», а Орест Верейский, в перерывах между зарисовками на передовой, иллюстрировал знаменитую поэму), располагались в соседних комнатах; все авторы сотрудничали с обоими изданиями. Горяев часто публиковал свои рисунки в «Красноармейской правде». В те годы они крепко сдружились с Твардовским и после войны частенько ходили друг к другу в гости. Ведь совместный ратный труд сплачивает даже крепче, чем творчество.

Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, – всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», – для него провели отдельную ветку в березовую рощу, – для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора». Не там ли, при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», – самую чтимую среди фронтовиков. А еще на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.

На выставке впервые экспонируются военные работы Виталия Горяева. Также выставляются его карикатуры для журнала «Крокодил», главным художником которого он был в течение многих лет, его знаменитые иллюстрации первых послевоенных лет.

В память о Виталии Горяеве в Москве, на Беговой улице, д. 7, где он жил и работал установлена мемориальная доска, выполненная народным художником СССР Николаем Никогосяном.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация