9 августа 2012, 10:38 9 августа 2012, 11:38 9 августа 2012, 12:38 9 августа 2012, 13:38 9 августа 2012, 14:38 9 августа 2012, 15:38 9 августа 2012, 16:38 9 августа 2012, 17:38 9 августа 2012, 18:38 9 августа 2012, 19:38 9 августа 2012, 20:38

Сегодня – 70 лет с момента исполнения легендарной Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича

"Знаменитая Ленинградская", так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: "… слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом". Сегодня – ровно 70 лет с момента исполнения легендарной Седьмой симфонии.

«Знаменитая Ленинградская», так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка, – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «… слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом». Сегодня – ровно 70 лет с момента исполнения легендарной Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Рассказывают «Новости культуры».

В консерватории, где работал Шостакович, как и во всех ВУЗах, июнь – время напряженное, сессия. «Я с утра и до ночи на экзаменах и на исполнениях», – писал композитор за четыре дня до начала войны. А уже в первые ее дни принял решение пойти в армию добровольцем. Трижды писал заявление. Вердикт был суров – «вы должны ограничить свою деятельность писанием музыки». Предлагали уехать в эвакуацию. Шостакович долго отказывался. Он хотел быть со своим городом, делить его судьбу. Наравне со всеми дежурил на крыше в качестве пожарника-добровольца. Портрет Шостаковича в пожарной каске поместил на свою обложку британский журнал «Таймс». После отбоя тревоги композитор часто гулял по осажденному городу. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город», – вспоминал он. В это время Шостакович уже работал над своей 7-й симфонией. Работа шла стремительно. Третьего сентября была закончена первая часть. 17 – 2-я, а 29-го – 3-я.

«В творчестве Шостаковича она занимает центральное, очень важное место, – говорит вдова композитора Ирина Шостакович. – Она написана в Ленинграде во время войны и закончена в Куйбышеве. Шостаковича вывезли самолетом уже когда замкнулось кольцо блокады и наступили блокадные ужасы».

Новую симфонию Шостаковича ждали во всем мире. В марте 42-го партитуру, отснятую на фотопленку, отправили из Куйбышева на самолете в Ташкент, и далее за пределы страны. Резонанс, который вызвала симфония, был беспрецедентным. «Успешное исполнение 7-й симфонии может стать эквивалентом нескольких транспортов с вооружением», писал американский дирижер Артур Родзинский. В Советском Союзе симфонию играли в разных городах, премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта, но в историю вошло легендарное исполнение в блокадном Ленинграде. Ноты вместе с медикаментами в осажденный город доставил спецсамолет. Вскоре на улицах Ленинграда появились объявления: «Дирижер Элиасберг собирает музыкантов». Оркестрантов отзывали с фронта, искали по госпиталям. Концерт состоялся 9 августа. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии были зажжены все хрустальные люстры, и звучала великая музыка.

За симфонией закрепилось название «Ленинградская». На автографе партитуры рукой Шостаковича написано «посвящается городу Ленинграду», однако позже появились версия, что знаменитый эпизод нашествия символизирует не только фашистскую агрессию,

«Здесь две истории, – рассказывает музыковед Сергей Бирюков. – С одной стороны –героическая история создания этого произведения, которое было написано быстро, в первые месяцы ВОВ, по порыву. С другой стороны здесь начинаются вопросы. Мы знаем, что некоторые фрагменты были написаны раньше. Есть свидетельство музыковеда Людмилы Михеевой, что эскиз эпизода нашествия, центрального смыслового эпизода игрался Шостаковичем его ученикам до войны, году в 40-м».

Из этого следует, что симфония не могла быть связана только с образом Гитлера. Ее содержание значительно шире. Она направлена против всех тоталитарных режимов, против агрессии, вторжения, насилия, трагических перемен в судьбах людей. Гуманистический дух симфонии поддерживает и воодушевляет. Ленинградскую симфонию исполняют и в трагические моменты истории – именно ее Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра исполнили в августе 2008-го в разрушенном войной Цхинвали. Не утратила она и своей смысловой связи с Великой отечественной. Она стала знаковым произведением Пасхального фестиваля, который завершается в День Победы.


 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация