2 августа 2012, 19:00 2 августа 2012, 20:00 2 августа 2012, 21:00 2 августа 2012, 22:00 2 августа 2012, 23:00 3 августа 2012, 00:00 3 августа 2012, 01:00 3 августа 2012, 02:00 3 августа 2012, 03:00 3 августа 2012, 04:00 3 августа 2012, 05:00

"Словесность" вместо "Русского языка" и "Литературы"

Реформирование системы среднего образования в нашей стране вступает в завершающую стадию. Новые стандарты для начальных классов уже внедрены. На выходе – образовательный стандарт для старшеклассников, уже вызвавший бурную реакцию. Что ждет учителей, учеников и их родителей – пытались разобраться корреспонденты "Новостей культуры".

Реформирование системы среднего образования в нашей стране вступает в завершающую стадию. Новые стандарты для начальных классов уже внедрены. На выходе – образовательный стандарт для старшеклассников, уже вызвавший бурную реакцию. Что ждет учителей, учеников и их родителей – пытались разобраться корреспонденты «Новостей культуры».

Министерством образования и науки приняло новый образовательный стандарт для старшей школы. В 10-м и 11-м классе появится новый предмет «Словесность» – «Русский язык» и «Литература» – в одном учебнике на одном уроке. Многие эксперты опасаются, это приведет к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов.

Выпускное сочинение в школах уже отменено. Многие ученики из-за этого просто перестали читать, сетуют педагоги. Они считают, при объединении дисциплин, все часы уйдут на «Русский язык» – ведь по этому предмету сдают обязательный экзамен. Привычка к чтению может вовсе исчезнуть.

«Спросите учителя любого предмета – дети катастрофически не могут прочесть условие задачи, они не могут прочесть более или менее длинную статью, – сетует учитель литературы, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков. – Параграф учебника».

Зато они с легкостью «серфят» по сайтам и одновременно могут отвечать десяткам друзей в виртуальном пространстве. Современные технологии отучили детей вчитываться в текст – констатируют педагоги. И им нужна сегодня другая подача информации. Но объединение таких предметов как русский и литература – не самый лучший выход.

«Это будут уроки русского языка, где отработка всех материалов будет идти на литературных текстах, – рассказывает Сергей Волков. – Мы возьмем кусок из текста Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочиненные предложения, потом еще что-нибудь подумаем про то, что там сказано и на 150 слов напишем свои мысли».

А развернуто мыслить, формировать свой духовный мир, расширять словарный запас помогали именно уроки литературы. Прошедший этим летом впервые Всеросийский съезд учителей русского языка и литературы выпустил очень категоричную резолюцию: слияние недопустимо, методически не обоснованно, препятствует решению образовательных задач. Что подтверждают и ученые.

«Если мы говорим о развитии науки, то, наоборот, мы видим расхождение науки о языке и науки о художественных текстах, – говорит доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. – У них разные методологии, разные объекты, разные установки. И это очень важно показать. Скорее, можно было думать о подготовке преподавателей специально для русского языка».

По мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов – не углубляться в науку, а воспитывать достойных граждан.

«Задача объединения курса русского языка и литературы в единый предмет на старшей ступени школы преследует, прежде всего, эти цели, с тем, чтобы не только передать ребенку навыки и умение литературной критики или анализа текста, но ,прежде всего, сформировать ценностно-смысловую сферу жизни ребенка его самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире», – говорит доктор педагогических наук, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков.

Реформа образования в целом – меняет цель обучения. Как объясняет директор центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий, давать ученику максимум знаний, как было в советской школе – уже не актуально. Сегодня миссия школы – научить ориентироваться в море информации.

«В образовательном стандарте сделана ставка на построение индивидуального образовательного маршрута, – говорит директор центра социально-экономического развития школы Института развития образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. – Предполагает несколько возможностей для выбора учащегося, выбора семьи учащегося. И сам по себе этот ход, на мой взгляд, является продуктивным. Сегодня вектор индивидуализации является общим для развитых стран мира. Есть основание считать, что в этом направлении мы некоторым образом опаздываем».

Нужно ли так торопиться?! Куда мы движемся? Противники стандартов – среди которых, в основном, учителя и родители - не согласны ни с темпами, ни с выбранным направлением. Но стандарт принят. С 2013 года его будут тестировать в отдельных школах, с 2020-го – введут на всей территории страны.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация