В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка "Маленьких фотографий"
Рассмотреть «Маленькую фотографию» в большом выставочном зале предложили публике в столичном Мультимедиа Арт Музее. Там обратились к снимкам небольшого формата, которые крайне редко становятся объектом внимания кураторов. В экспозиции - наряду с работами классиков отечественной фотографии – снимки авторов, имена которых неизвестны. Но историческая ценность их кадров не меньше. Теперь это музейные объекты, которые внимательно рассмотрели корреспонденты «Новостей культуры».
Погруженные в темноту, таинственные светящиеся экраны с фотографиями…Такая камерность не случайна. Зрители словно заглядывают в старый альбом, где собраны сотни снимков, сделанных «на память». Они оказываются один на один с маленькой фотографией, которая постепенно уходит в прошлое.
«Это просто маленькая фотография, – говорит директор музея «Московский дом фотографии» Ольга Свиблова. – Я бы сказала, что small is beauty», маленькое прекрасно, и это интересное исследование о том, что такое природа фотографии и как развивается представления о прекрасном, когда появляется фотография, она появляется маленькая».
Раньше, прежде чем напечатать фотографии большого формата, мастера делали так называемые пробные – меньшего размера. Как, например, классик отечественной фотографии Дмитрий Бальтерманц – перед тем, как печатать свои работы в журнале. В экспозицию вошли также снимки Александра Родченко, которые так и не были изданы. Но лишь немногие фотографы в советское время сразу превращали маленькое фото в арт-объект. Это получалось у Сергея Струнникова.
«У него делались специальные альбомы, – рассказывает куратор выставки Сергей Бурасовский. – Карточка печаталась очень хорошего качества сама работ, наклеивалась на паспарту очень любовно, подписывалась, сразу заведомо шел если не выставочный вариант, то для показа друзей, еще кого-то».
Ценность многих старых фотокарточек – в тех, кто на них запечатлен - Анна Ахматова, Андрей Вознесенский, Аркадий Райкин, Евгений Евтушенко. Целая серия посвящена Дзержинскому. На других снимках – незнакомые лица. Эти фотографии как иллюстрация к сохранившимся письмам.
«Мы с большим интересом работали в фотокружке. Наш руководитель Володя Васильев привез нам из Москвы фотоигрушку «Юныйфотокор», которым мы научились снимать». – Это письмо 1933-го года, вместе с ним сохранились уникальные материалы о жизни горьковского пионерского лагеря, пожалуй, на выставке это самые маленькие фотографии. Более того, в своем письме рассказывают, с какими трудностями им пришлось столкнуться при создании этих фотокарточек.
На протяжении десятилетий эти снимки не привлекали внимания – они просто бережно хранились в семейных альбомах. Сегодня они представляют особую историческую и культурную ценность. Пройдет ли современная фотография тот же путь? Ведь мы совсем перестали печатать маленькие фото «на память».
Читайте также: