Дворец князей Голицыных в Больших Вяземах открывается после реставрации
К празднованию победы в Отечественной войне 1812 года Пушкинский музей-заповедник в селе Большие Вяземы готовился заранее. Главным объектом реставрации, на которую были выделены средства и из федерального бюджета, и из бюджета Московской области, стал знаменитый дворец князей Голицыных. Кстати, почти все время ведения работ музей принимал посетителей. Сегодня дворец героев войны 1812 года наконец открылся после реставрации. Среди первых обновленные интерьеры осмотрели «Новости культуры».
Первая за 228 лет научная реставрация, дорогостоящий – по аналогии с Павловским дворцом – паркет. На почетном месте – портрет императора Павла. После его визита этот усадебный дом стали называть гордо – дворец. Протокол не разрешал особам царской крови останавливаться в обычных домах. Два этажа, и в каждой комнате портреты тех, кто жил, гостил и был знаком с Голицыными. На улице, в самом центре французской аллеи, можно увидеть бюст Александра Пушкина.
«6 лет детства провел Пушкин здесь, в этих местах. Сюда Пушкин приезжает на заутреннюю обедню в церковь, пользуется книгами из библиотеки князя Бориса Владимировича Голицына, героя войны 1812 года. Здесь же похоронен младший брат Пушкина – Николай, который умер в 6-летнем возрасте», – рассказывает директор Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина Александр Рязанов.
Пособие для картежника, игральный столик и сама – своенравная и надменная – Наталья Голицына. Та самая, что у Пушкина стала прообразом Пиковой дамы. Ее старший сын, князь Борис, говорят, не кто иной как Ленский в «Онегине». Знакомый с Марией-Антуанеттой, переписывавшийся с Шиллером, один из лучших людей того времени. В 1812 году он уже в отставке, но принимает решение, которое для него было единственно верным – на службу идет добровольно, сражается под Смоленском, получает смертельное ранение при Бородино и пишет завещание – похоронить его именно здесь.
«Похоронен очень оригинальным способом. Князь завещал похоронить себя стоя. Говорил: "Я не могу лежать, пока враг топчет русскую землю". По православным канонам стоя никогда не хоронили, но, тем не менее, это говорит о любви к своему Отечеству», – отмечает Александр Рязанов.
Младший брат Бориса, князь Дмитрий Голицын – когда-то оппозиционер, а потом генерал-губернатор Москвы, вельможа-гражданин, как скажет Жуковский, профессиональный военный, – при Бородино командовал Кирасирскими дивизиями, тяжелой кавалерией, показавшей чудеса героизма.
Усадьба, которая находилась на старой Смоленской, когда-то самой короткой дороге в Западную Европу, сыграла свою удивительную роль в событиях войны 1812 года. После Бородинского сражения русская армия отступает, и во дворце князей Голицыных останавливается Кутузов. Здесь, на первом этаже, главнокомандующий принимает несколько судьбоносных решений. А буквально через несколько часов здесь же появляется Наполеон.
Отсюда Кутузов пишет генерал губернатору графу Ростопчину о необходимости народного ополчения. Здесь же получает тревожные вести – ждать помощи неоткуда. Отправляет начальника генерального штаба поискать место, где удобно было бы дать битву. И снова плохие известия – мест таких уже нет.
«И здесь, находясь в этом зале, у Михаила Илларионовича зародилась страшная мысль: сдать Москву без боя. И на совете в Филях он произносит свои роковые слова: "Сдать Москву без боя"», – продолжает Александр Рязанов.
В этой же комнате, где ночевал Кутузов, на том же самом месте, будет ночевать Наполеон. «Зал незваных гостей» – так назовут его музейщики. Здесь побывали все французские генералы, и даже они были поражены. Секретарь Наполеона признается: если бы не шпаги, это словно парижский салон. Роскошный, в котором французы не тронули почти ничего.
«Еще Дмитрий и Борис Голицыны учились в парижкой военной школе, а несколькими годами раньше закончил школу будущий французский император Наполеон. Поэтому дворец этот не был разорен французами, книжками здесь камины не топили», – заверяет Александр Рязанов.
Одна военная школа или символика масонства – разрезанные яблоки и ветви акации на печах, но почему-то дворец сохранили. Из всего ущерба только два распоротых кресла. Больший урон потом принесет век ХХ. Полностью завершить реставрацию обещают к концу этого года.
Все материалы темы "К двухсотлетию победы России в Отечественной войне 1812 года>>>
Все материалы темы "О защите памятников архитектуры и культуры">>>