26 июля 2012, 10:37 26 июля 2012, 11:37 26 июля 2012, 12:37 26 июля 2012, 13:37 26 июля 2012, 14:37 26 июля 2012, 15:37 26 июля 2012, 16:37 26 июля 2012, 17:37 26 июля 2012, 18:37 26 июля 2012, 19:37 26 июля 2012, 20:37

Дача Коровина: уходящая натура

Грандиозная выставка Константина Коровина в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, приуроченная к 150-летию со дня рождения "первого русского импрессиониста", стала одной из самых посещаемых в Москве. Один из разделов экспозиции посвящен Охотину – в деревне под Переславлем-Залесским, где у художника был загородный дом. Сама дача сохранилась до наших дней, но никаких охранных мероприятий здесь до сих пор не проводилось.

Грандиозная выставка Константина Коровина в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, приуроченная к 150-летию со дня рождения «первого русского импрессиониста», стала одной из самых посещаемых в Москве. Один из разделов экспозиции посвящен Охотину – в деревне под Переславлем-Залесским, где у художника был загородный дом. Сама дача сохранилась до наших дней, но никаких охранных мероприятий здесь до сих пор не проводилось. О том, что еще можно и нужно сохранить, и почему в коровинском «Живерни» до сих пор нет музея – специальный репортаж «Новостей культуры».

Заросший сад. Потускневшая краска. Так этот дом выглядел не всегда, когда-то он принадлежал Константину Коровину. Художник сам разработал проект. Эта постройка не просто мемориал, а в буквальном смысле часть художественного процесса: фасад своей дачи Коровин отразил в декорациях к опере «Евгений Онегин».

Ольга Атрощенко , сотрудник Третьяковской галереи, рассказывает: «Коровин привез мастеров, поставил небольшой дом из сосны, небольшую дачу, пристроил к этой даче веранду. И уже начался новый этап жизни в Охотино. Для Коровина Охотино – это было особое место на земле. Это как бы центр мироздания».

В Охотино Коровин буквально растворялся в природе – охотился, рыбачил, много писал. В его доме не раз бывали Шаляпин, Рахманинов, Серов, Горький. Там царила атмосфера искренности и простоты. В эмиграции воспоминания об этих местах станут для Коровина утешением.  В последний раз он был на своей охотинской даче в 1922 году.

В советское время эта постройка принадлежала заводу. В начале 90-х предприятие разорилось и с тех пор почти 20 лет дом был без хозяина. Он сохранился почти чудом – местные жители, знающие его историю, своими силами, как могли, оберегали эти стены.
Теперь судьбу дома решает суд – если других претендентов не найдется, здание получит районная администрация Переславля-Залесского. Постройку необходимо восстанавливать, но проекта сохранения памятника нет. На дверях – замок. Сотрудник Третьяковской галереи Ольга Атрощенко через заросли крапивы пробирается к разбитому окну – только так можно осмотреть внутреннюю обстановку: «Вот я посмотрела на внутренний, уже сейчас полуживой, интерьер… Тем не менее, мы видим и планировку – она сохранилась, – и соотношение дверей, окон, вот этого всего пространства. Оно совершенно корреспондируется с его произведениями».

У этого окна Коровину часто позировали его героини. Женские образы почти невесомы, фигуры скорее походят на цветы. При этом – необычайная точность в деталях. По достоверности интерьера Коровина можно отличить от подражателей. Стул, изображенный на одной из картин, сейчас находится в музее Переславля-Залесского. Правда, вещей с дачи художника сохранилось совсем немного.

Нина Селиверстова, старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника, говорит, что в музейных залах найдутся вещи с дачи Коровина: «К нам в музей поступили три стула дачной мебели, которые принадлежали Коровину. И поступили они из семьи Батрановых, крестьянин Батранов, его жена была кухаркой у Коровина. Их дочь Селиверстова уже в 80-е годы, когда мы с ней встречались передала музею лампу, которая принадлежала Коровину, и шаль».

Эту телеграмму с приглашением в Охотино больше ста лет назад Коровин отправил Шаляпину. Великий русский бас так полюбил эти места, что неподалеку, в Ратухине построил собственный дом. Местные жители хранят легенды о том, как с крутого берега речки НЕРЛИ раздавался величественный голос. От дома певца не осталось камня на камне.
Эдуард Платонов, житель села Ратухино, говорит: «Осталась ступенька – ступеньки от крыльца Шаляпина, забрал мой сосед по даче».

В эмиграции Шаляпин и Коровин мысленно часто возвращались в эти места. Художник даже написал книгу рассказов – много лет спустя любимые места он помнил необычайно ясно. Народный художник России Николай Устинов подготовил иллюстрации для детского издания Коровинских воспоминаний. Он живет на той же речке, что и русский художник. Так же как и Коровин считает, что у этого места особая сила: «Я тоже, наверное, как и Коровин испытывал нежные чувства к этому краю. Все это хочется рисовать, место замечательное – питательная среда для художника. Необыкновенно хорошее».

Коровин создал особый русский пейзаж – много солнца, яркая палитра, полнота жизни. Во внешней декоративности – философская глубина. В этих местах Коровин увидел земное воплощение Эдема.
«Он говорил своим друзьям уже там, в эмиграции: природа создана как рай на земле. Только люди по своему непониманию, по своему разделению не могут этого понять и почувствовать», - говорит Ольга Атрощенко.

То, что вдохновляло великого живописца, сохранилось нетронутым – в эту глухую деревню можно проехать только летом, посторонних немного. Дом пока стоит. Но станет ли он когда-нибудь местом, которое расскажет о жизни художника? Многое из того, что здесь было во времена Коровина теперь осталось только на его картинах…

Все материалы о защите памятников архитектуры и культуры>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация