Пушкинский музей в объективе фотокамеры
30 мастеров, сотня работ, все вместе – это взгляды фотохудожников, которые зафиксировали самую разнообразную жизнь в храме муз. Столичный Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет новую выставку. Несколько лет назад здесь появился отдел фотографии, тогда же и родилась идея создать специальную экспозицию, посвященную столетию музея. Кто попал в кадр, выясняла съемочная группа «Новостей культуры».
Фотографировать запрещается, но не всем. Особо пристальным наблюдателям всегда делали исключение. Еще в 1976 году – тогда в Музей имени Пушкина привозили «Джоконду» – очереди стояли несколько дней, а легендарный фотокор «Известий» Виктор Ахломов ловил момент.
«Конечно, помню. Я снимал эту очередь, реакцию людей. Там проходили передо мной и дети, и старики, и иностранцы, и весь человеческий род – the family of man, как сказали бы у нас в Бердянске», – вспоминает Виктор Ахломов.
За посетителями в такой духоподьемной среде наблюдали также фотографы Алексей Мякишев и Александр Земляниченко. Репортажная фотография, где каждый снимок – маленькая история. Одна из них рассказывает о приключениях эпатажного художника Хельмута Ньютона в стенах музея.
«Помыслить себе, что Хельмут Ньютон появится в залах нашего музея в 1989 году, когда я пришла сюда работать, я даже себе этого не могла представить. Поэтому мы нашли этот архивный материал», – признается куратор, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ имени А.С. Пушкина Ольга Аверьянова.
Репортаж не единственный жанр. В экспозиции есть еще концептуальная фотография, вроде коллажных обманок Светланы Пожарской или триптиха масок египетских мумий, сделанных фотографом Алекесандром Полушкиным в технике пикториальной фотографии прямо через витрину. Рядом то, что обычный зритель никогда не увидит, – съемка в запасниках Михаила Каламкарова. Портреты скульптур, которых музейщики считают своими коллегами. Конечно, не остался без вниманиея и фасад музея.
«К сожалению, это все происходило зимой, поэтому надо было действовать довольно оперативно, на морозе», – рассказывает фотограф Екатерина Голицына.
Музей как место встречи людей и искусства будет интересовать фотографов еще не одно десятилетие, уверены авторы. Тема-то вечная.
Здесь не только жизнь шедевров и зрителей в музее. Здесь лица тех, кто часто остается за кадром. Это сотрудники музея, которые работают в музее много лет, день за днем, даже по понедельникам. когда музей закрыт.