10 января 2012, 12:46 10 января 2012, 13:46 10 января 2012, 14:46 10 января 2012, 15:46 10 января 2012, 16:46 10 января 2012, 17:46 10 января 2012, 18:46 10 января 2012, 19:46 10 января 2012, 20:46 10 января 2012, 21:46 10 января 2012, 22:46

Музыкальные итоги 2011 года

Классика по-прежнему в моде. Какими событиями запомнился прошедший год исполнителям академической музыки и ее поклонникам.

Классическими принято называть те музыкальные произведения, которые прошли проверку временем и до сих пор востребованы слушателями. 2011 год еще раз показал – мода на классику не проходит, и отечественные музыканты, которые славятся на весь мир уровнем исполнительского мастерства, не жалуются на недостаток публики. Итоги музыкального года подводят «Новости культуры».

Большой зал Консерватории. В минувшем году здесь говорили не столько о музыке, сколько о капитальном ремонте – делали который впервые за сто с лишним лет. Даже люди далекие от искусства спорили и гадали - успеют или нет завершить работы к открытию конкурса Чайковского. 

Пока в БЗК кипела работа, музыканты осваивали новые площадки. Владимир Спиваков с Национальным филармоническим оркестром России отправился на Киевский вокзал. И это не первый экстравагантный эксперимент в его жизни. 

«В молодости я играл в помещении Женской бани, не поймите превратно, без нагих натурщиц, – вспоминает Владимир Спиваков. – Просто другого места не было в Феодосии». Чтобы пассажиры смогли насладиться музыкой в ожидании поездов, концерт готовы повторить.

Владимир Спиваков и его оркестр еще раз доказали: они музыканты универсальные. Могут выступать и в лучших залах мира, и на вокзале, но где бы они ни выступали, билеты всегда зарезервированы.

Не достать билетов и на концерты Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Сезон музыканты открыли в лучшем зале Вены. «Выходить-то трудно на сцену. Эта сцена принимала величайших маэстро, дирижеров, певцов. Так же, как и БЗК. Здесь нога ступала великих – очень большая ответственность», – говорит дирижер Владимир Федосеев.

Очередной рывок совершил и Валерий Гергиев. В рамках его Пасхального фестиваля состоялось 122 концерта и это за 16 дней, выступили 2 тысячи исполнителей.

«Пасхальный фестиваль – это агитпоезд, который в непрерывном режиме перемещается по стране и в котором не покидая живет оркестр Мариинского театра, – говорит музыкальный критик Артем Варгафтик. – Они работают в режиме двойных, тройных перегрузок».

Без выходных живет и Денис Мацуев – в 2011 году получил звание народного артиста России. В декабре у него концертов столько, сколько дней в месяце. Отдыхать пианист будет в январе, в родном Иркутске.

«Поедем с друзьями на машине на Байкал, будем нырять в прорубь в Байкал, многие наши знаменитые музыканты уже испытали эту прорубь», – говорит Мацуев.

Ледяная вода в проруби вряд ли охладит пыл таких музыкантов как пианист Ричард Юнг-ки Джу и скрипач Алексей Игудесман. В центре современной культуры «Гараж» они устроили маленький ночной кошмар. Опыты по скрещиванию музыкальных классики с трюками и клоунадой ставили еще в школе, впрочем понимания у педагогов тогда не нашли – учителя назвали их представления хулиганской выходкой. Теперь их музыкально-комедийное шоу «Игудесман энд Джу» – высокорейтинговая программа. 

А вот «последний из могикан»,  дирижер Зубин Мета (запрещена в РФ) как зеницу ока бережет традиции старой школы. В России выступил с оркестром Маджио Музикале Фиорентино. «Я дирижирую без партитуры», – говорит дирижер.

Одно из сочинений дирижер посвятил Мстиславу Ростроповичу. В честь которого в этом году фестивали – в Москве и Баку. Оба прошли с королевским размахом. В Баку открытие было во дворце, где выступал оркестр Фламандской Королевской оперы, фестиваль собрал тысячи зрителей.

Больше было только на Конкурсе Чайковского, который в этом году проходил в двух городах - скрипачи и вокалисты состязались в Питере, пианисты и виолончелисты в Москве в отреставрированном Большом зале консерватории.

Сотни зрителей следили за музыкальными баталиями, попутно обсуждая, соглашаясь или оспаривая решения членов жюри. И страсти не утихли до сих пор.

«Наверное, финал у пианистов мог пройти в другом составе, там могло быть двое участников, которых не пустили в третий тур, но результаты убеждают и первое место Даниил Трифонов – это бесспорно первое место», – считает музыкальный журналист Петр Поспелов.

После конкурса лауреаты отправились с концертами по миру: Италия, Франция, Германия. «Даниил Трифонов, за которым я пристально слежу, он уже успел освоить новые произведения, вариации на тему Паганини», – говорит Валерий Гергиев.

О Данииле Трифонове впервые заговорили, когда он победил на конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», который проводит телеканал Культура. Теперь у пианиста – Гран При конкурса Чайковского. И новые победы, так, выступление Даниила Трифонова в Америке такая престижная газета как The Washington Post назвала в числе лучших событий 2011 года.

Среди событий года и фестиваль в честь юбилея Софии Губайдулиной, который прошел сразу в двух городах – Москве и Казани. По признанию Софии Асгатовны, специально к юбилейному фестивалю она не писала сочинения. За жизнь накопила богатый репертуар. За семь дней в Москве представила восемь российских премьер.

Произведения классические и авангардные, творчество мастеров и поиски молодых исполнителей. 2011-й был щедр на музыку. Музыка продолжается.

Все материалы об итогах года в мире культуры>>> 
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация