28 декабря 2011, 15:39 28 декабря 2011, 16:39 28 декабря 2011, 17:39 28 декабря 2011, 18:39 28 декабря 2011, 19:39 28 декабря 2011, 20:39 28 декабря 2011, 21:39 28 декабря 2011, 22:39 28 декабря 2011, 23:39 29 декабря 2011, 00:39 29 декабря 2011, 01:39

Государственный исторический музей открывает выставку "Казаки в Париже"

200-летию победы в Отечественной войне 1812 года посвящена выставка "Казаки в Париже" в Омском историко-краеведческом музее. Центральное место в экспозиции на выставке отведено уникальным акварелям пражского художника Георга-Эммануэля Опица из собрания Государственного исторического музея.

200-летию победы в Отечественной войне 1812 года посвящена выставка «Казаки в Париже» в Омском историко-краеведческом музее. Центральное место в экспозиции на выставке отведено уникальным акварелям пражского художника Георга-Эммануэля Опица из собрания Государственного исторического музея. Рассказывают «Новости культуры».

Их боялись, ими восхищались. «Степные варвары» – так называли русских казаков в Европе. Весной 1814 года через главные ворота Парижа первым прошел именно лейб-гвардии Казачий полк. За ним во главе огромной свиты в столицу Франции въехал император Александр Первый. О том, как казаки Париж покоряли, в серии акварелей поведал пражский художник Георг-Эммануил Опиц. Сейчас так называемая Дашковская коллекция – гордость Государственного исторического музея.

«Их небольшие приключения, забавные сцены, все очень живо, естественно. Они купались в Сене, готовили себе пищу, ходили по магазинам, посетили даже Лувр», – говорит заместитель директора по научной работе Государственного исторического музея Андрей Яновский.

Они восхищались Аполлоном и изящными парижанками, в центре французской столицы, прямо на Елисейских полях, разбили бивуаки и на глазах изумленных французов купали лошадей в Сене. На целых два месяца русские казаки стали настоящей достопримечательностью Парижа.

«Когда казаки и русская армия покинули Париж, воспоминания о казаках остались в этих самых бистро – "Быстро-быстро! Хозяйка, давай покушать!", и появлении моды "а ля казак" и "а ля рюс"», – поясняет научный сотрудник экспозиционного отдела Государственного исторического музея Людмила Сахарова.

Огромным тиражом разошелся по Европе вот портрет Мисс Платовой в русском сарафане и кокошнике. Ее отец – атаман Всевеликого войска Донского Матвей Платов. Под его командованием казачья кавалерия не раз разбивала неприятеля. Атамана хорошо знали в Европе. Смельчаку, который «захватит в плен Наполеона», он пообещал отдать в жены свою дочь. За заслуги в войне 1812 года указом императора Александра Первого лихой атаман был «возведен в графское достоинство», а также был представлен к получению памятной медали за взятие французской столицы. Но награда, учрежденная в 1814 году, так и не была вручена: с восстановлением династии Бурбонов русский император счел неудобным их выпуск.

«При Александре Первом эта выдача так и не произошла. Произойдет она уже через двенадцать лет, в 1826 году, при Николае Первом. Все, кто был участником и заслужил, этих выдачей было 160 тысяч, все они были награждены», – поясняет научный сотрудник экспозиционного отдела Государственного исторического музея Людмила Сахарова.

Вековой юбилей Отечественной войны 1812 года Россия отмечала с размахом. В честь победы возводили храмы, устанавливали памятники. Большими тиражами богородские и сергиево-посадские умельцы выпускали памятные сувениры. Оригинально оформили свою продукцию и мастерицы знаменитой Прохоровской мануфактуры. В центр юбилейного платка они поместили слова Александра Первого Наполеону – ответ на предложение о заключении мира: «Я лучше отпущу себе бороду, нежели подпишу позор своей Родины и своего дорогого народа».

 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация