Шедевры муранских стеклодувов представляет выставка "Образы Италии" в музее-усадьбе "Кусково"
«Итальянское путешествие должно быть одним из решительных душевных опытов», - писал искусствовед Павел Муратов в эпилоге своей знаменитой книги «Образы Италии». За впечатлениями – или раритетами, учиться искусствам – или лечиться от северной тоски: с чем бы ни ехал в Италию русский путешественник, каждый получал «инъекцию» нового вкуса к жизни – и собственно художественного вкуса. О влиянии итальянской культуры на «образ» русского собирательства рассказывает выставка, открытая под самый занавес «перекрестного года» в музее-усадьбе «Кусково». Особое место в экспозиции занимает уникальная коллекция венецианского стекла. Рассказывают «Новости культуры».
Такое даже в «Кусково» показывают не часто – слишком хрупкие экспонаты. Но по случаю завершения российско-итальянского перекрестного года из запасников музея извлекли все, чем гордилась в свое время Республика святого Марка, нынешняя Венеция: тут и стекло, и фарфор, и майолика.
«Здесь представлены альбарели – аптечные сосуды, которых вообще изготовлялось очень много, – рассказывает заведующая отделом керамики музея-усадьбы «Кусково» Татьяна Мозжухина. – Они служили не только для хранения лекарств, снадобий, трав, но и служили украшением аптек, которые нередко были культурными центрами в городках, там по вечерам собиралась образованная публика, велись диспуты, беседы».
По прямому назначению большинство этих тарелок и чашек никогда не использовалось. И кощунство – называть это просто посудой. Муранское стекло, к примеру, императоры хранили вместе со слитками золота в своих сокровищницах.
«Есть такой исторический факт интересный, когда один император попросил взаймы у другого императора порядка 100 000 золотых монет и гарантией того, что он вернет долг, был залог венецианского стекла, – рассказывает хранитель фонда стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Микитина. – То есть всего 2 произведения, но сумма такая значительная – 100 000».
Престиж и почет, которым были окружены производители венецианского стекла, был несколько веков назад настолько высок, что, например, дочерям стеклодувов разрешалось выходить замуж за венецианцев голубых кровей. И сегодня на весь мир знаменит главный стекольный остров венецианской лагуны – Мурано, куда стеклодувы перебрались еще в конце XIII века.
«Официальная версия – боялись пожара, все-таки стекольное производство тесно связано с огнем, но на самом деле причины были другие – боялись того, что секреты знаменитого венецианского стекла кому-то будут переданы, кто-то их узнает, и боялись потерять монополию на этот вид производства», – говорит Виолетта Микитина.
Еще один раздел выставки – фарфор. Вот такие сервизы с видами дымящегося Везувия выпускала мануфактура, основанная под Неаполем королем Карлом Третьим. В начале XVIII века о собственном фарфоровом производстве мечтал каждый европейский монарх. Появление фарфора в Италии – результат успешного промышленного шпионажа. В 1720-м году первый образец фарфоровой массы на Аппенины привез немецкий мастер Гундер. Сама же масса была украдена с фабрики Мейссена в Германии. К слову, в России рецепт фарфора не позаимствовали, хотя и несколько раз пытались, а все-таки изобрели свой.