Выставка польского плаката в Пушкинском музее
Более сотни произведений польского, как сказали бы сегодня, дизайна. Выставка «Польский плакат XIX – XX веков» открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Музей обладает самым значительным в России собранием польского плаката – эту коллекцию Пушкинский унаследовал в 1948, после ликвидации Государственного музея нового западного искусства. По этим листам зарубежной иллюстрированной рекламы можно проследить, как проводили выходные и чем жили в будни жители польских городов. Рассказывают «Новости культуры».
Пани Агнешка, куратор выставки с польской стороны, только сейчас впервые увидела, как в 1906 году приглашали на ежегодную выставку Варшавской художественной школы. Место события и время обязательно указывались на двух языках – польском и русском. Столица царства польского – Варшава – в то время входила в состав Российской империи.
«Это был вызов для художника – сделать такие двуязычные надписи. Емко, красиво и, главное, уместить это все на плакате. Вообще на варшавских плакатах гораздо более заметно влияние российского искусства, потому что многие художники, которые создавали плакаты в Варшаве, в свое время были студентами Петербургской академии художеств», – замечает куратор выставки Анна Ланевска-Шаблевска (Польша).
19 июня 1914 года. Половина Варшавы парализовано, и все из-за объявления. Город спешил на выставку автомобилей и двигателей внутреннего сгорания. Реклама таких событий – коммерческих и промышленных – для польского плаката тогда еще была редкостью. Такие делали в ориентированной на Европу Варшаве. А в Кракове – центре творческой жизни – зазывали на выставки и концерты. Один из первых краковских плакатов приглашал на лекцию о Метерлинке.
«В октябре 1898 года в Краков вернулся Станислав Пшибышевский. Польский писатель стал уже европейской известностью, возглавил в Кракове артистическую богему, стал законодателем литературной моды. Объявление о том, что Пшыбышевский будет читать лекцию, сделано другой польской знаменитостью – художником и драматургом Станиславом Выспянским», – продолжает куратор Анна Ланевска-Шаблевска.
Это единственная реклама, которую сделал Выспянский. Автор знаменитой «Свадьбы» даже на плакате о лекции под названием «Мистика и Метерлинк» изобразил героиню свой драмы. У каждого города в тогда разрозненной Польше были свои плакатные традиции, яркие цвета, эффектные женские образы, но почти у всех можно заметить народные символы, идеи за объединение Польши. в 1911 году за это мощно высказался Казимуш Сихульский.
«В 1911 году наконец собралась большая выставка, Всеобщая польская выставка художников. Ее проанонсировал Сихульский. У Казимиша Сихульского, как мы видим, в ар нуво создан плакат с хороводом людей – идея объединенной Польши», – поясняет куратор выставки Ирина Никифорова.
Для поляков это не просто выставка, а настоящее погружение в историю, культуру, моду. Многих плакатов, выставленных в Москве, в Польше не знали. Особенно варшавскую школу – во время Второй мировой войны были уничтожены почти все подобные иллюстрации.