13 декабря 2011, 09:57 13 декабря 2011, 10:57 13 декабря 2011, 11:57 13 декабря 2011, 12:57 13 декабря 2011, 13:57 13 декабря 2011, 14:57 13 декабря 2011, 15:57 13 декабря 2011, 16:57 13 декабря 2011, 17:57 13 декабря 2011, 18:57 13 декабря 2011, 19:57

Храм Христа Спасителя представляет экспозицию "Таинство Рождества Христова"

Под занавес года итальянской культуры в России музей храма Христа Спасителя представляет выставку рождественских вертепов, а также живописи и графики из собрания неаполитанского музея Сан Мартино. В Италии жанр рождественского вертепа называется "презепе".

Под занавес года итальянской культуры в России музей храма Христа Спасителя представляет выставку рождественских вертепов, а также живописи и графики из собрания неаполитанского музея Сан Мартино. В Италии жанр рождественского вертепа называется «презепе». Создавать к празднику «живые картины», представляющие рождение младенца Иисуса, предложил некогда Святой Франциск Ассизский, эта идея открыла широкий простор для бесконечного ряда творческих вариаций. Рассказывают «Новости культуры».

«Вон видите, там в глубине пещеры ясли с младенцем, - рассказывает художник Роберто Ванадиа. – Мария держит Иисуса, рядом Иосиф, а на заднем плане вол и осел, которые своим дыханием согревали Младенца».

Автор этой работы может часами рассказывать о том, что такое вертеп. Незамысловатая, в общем, скульптурная композиция, которую под Рождество можно встретить чуть не в каждом итальянском семействе. Но это только на первый взгляд.

«Возьмем, например, пастухов, – говорит художник. – Это же символ всего израильского народа. А волхвы, поскольку они пришли с Востока, это весь остальной мир, так как Иисус пришел ко всем».

В традиционных неаполитанских вертепах, которые показывают в музее Храма Христа Спасителя, можно встретить кроме персонажей Святого семейства и простых людей и даже животных, которым здесь, казалось бы не место. На русских иконах такого не встретишь. Практичные итальянцы включают в композицию Рождественского вертепа, выражаясь современным языком - всю инфраструктуру жизни – то есть, окружающее бытие человека. Все это освящено Родившимся в яслях.

«Только манера, конечно, отличается сильно, так как отличается западное искусство от икон и византийской традиции, – говорит сотрудник Отдела внешних церковных связей иеромонах Иоанн (Гуайта). – Но тут речь о том, в каких стилях. И это скорее язык, на котором выражается одно, наверное, содержание».

Итальянские художники, как и русские иконописцы, ограничены строгим каноном, но это никак не сковывает свободу творчества. Из глины и застывшего вулканического пепла – это пемза вулкана Этна – Роберто Ванадиа создает произведение, в котором при желании можно найти весь Новый Завет.

«Об этом мало кто задумывается, – говорит Ванадиа. – А мне кажется это важным. Иисус родился в яслях, в крайней бедности, потому что для него не нашлось места в гостинице. Вот в этой пещере он появился на свет. И в такой же точно пещере он был погребен, а затем воскрес. Понимаете – и там, и там пещера».

Первыми посетителями рождественской выставки стали итальянский посол и апостольский нунций. Вместе с клириками Храма Христа Спасителя они осмотрели экспонаты, среди которых не только вертепы, но и полотна итальянских художников XVIII века на тему события, свершившегося больше 2000 лет назад в Вифлееме.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация