Фестиваль "Коллекционеры и коллекции"
Шедевр Возрождения, древние иконы и семейные реликвии. «Коллекционеры и коллекции» - в Музее декоративно-прикладного и народного искусства сегодня открылся фестиваль, который собрал уникальные экспонаты разных эпох и жанров. Экспозиция настолько разнообразна, что после ее просмотра остается впечатление, будто посмотрел одновременно несколько выставок. Рассказывают «Новости культуры».
В этом зале только одна картина, но она притягивает всех посетителей музея. Потерянный шедевр эпохи Возрождения теперь обрел имя собственное – автопортрет Бенвенуто Челлини – флорентийского художника, скульптора, ювелира. Долгое время был известен как портрет неизвестного мужчины с бородой. Олег Насобин купил картину на юге Франции. То, что в руки попала работа не XIX, а шедевр XVI века – узнал не сразу.
Органы, граммофоны, фонографы – в коллекции Давида Якобошвили музыкальные инструменты на все вкусы, на все времена. В экспозиции - музыкальная шкатулка наших дней. Но сделана по законам старой немецкой механики. На каждом валике – четыре мелодии. А этой канарейке лет двести – такие залетали только к состоятельным французам. Пели мало - завода хватало на несколько минут, но впечатляюще.
Знаменитый фонограф Эдисона канул в прошлое лишь потому, что валики, на которые записывали мелодию, не тиражировались и быстро изнашивались. Мастера знали толк в секретах и сюрпризах. Кажется, это картина – на самом деле – часы с секретом. Поворот ключа приводит в движение поезд, кораблик, мельницу, даже воздушный шар. Таких раритетов здесь много.
Технический прогресс рванул вперед с космической скоростью. Трудно поверить, что каких-то сто лет назад мультики можно было посмотреть по аппарату, представленному в экспозиции. Для этого надо бросить монетку – двух рублей достаточно, покрутить ручку, и картинка пошла, правда, качество никто не гарантирует.
О каждой бутылке Александр Никишин рассказывает занимательные истории. Эти пережили разрушительный двадцатый век и своего владельца Смирнова. И даже в советское время им нашли применение.
С этой иконы реставратор Александр Ренжин снял шесть слоев, прежде чем проступила фигура Архангела Гавриила. Через мастерскую Ренжина прошли сотни шедевров - он тридцать лет реставрирует иконы. Эту публика увидела впервые.
Работал с микроскопом. Каждый слой снимал миллиметрами. Открывая и сохраняя основную часть иконы.
Шесть коллекций – семь коллекционеров. Коллекции многое расскажут о своих хозяевах, коллекционеры – о своих сокровищах. Которые обычно прячут подальше от чужих глаз, но иногда именно чужой глаз и радуют.