Галерея "отверженных" Соломона Россина
Одна из французских выставок российского художника Соломона Россина носила звучное название «От Пуссена до колхоза». Масштабная ретроспектива мастера, которая открылась в Русском музее, озаглавлена скромнее – «Отчий дом». Это решение автора, который вот уже 20 лет живет в маленьком городке в Бретани, но свое творчество, как и имя, посвящает России. Соломоном Россиным Альберт Соломонович Розин стал в середине 1960-х. После начала «кампании против формализма и абстракционизма в СССР» 25-летний художник уехал в Архангельскую область, чтобы преподавать в сельской школе и создавать свою галерею «отверженных». Рассказывают «Новости культуры».
«Эти дети из Верхней Тоймы, Архангельской области – это глубинка нашей области. В них ярче всего выражен моральный облик русского человека», – говорит мастер.
1960-е годы. Авангардисты провозглашают себя пионерами запрещенного искусства. Устраивают закрытые выставки. Художник Россин тоже уходит «в подполье», но другим путем. Он отправляет себя, выпускника сразу двух художественных училищ, в ссылку. В северную деревню.
Творец-одиночка предпочел работать учителем и при этом писать картины, а не манифесты. Все равно какие – советские или антисоветские.
«Искусство – гораздо более сложный процесс, чем эти самые тусовки. Художник ничего не может доказать вне мастерской, вне своей работы, кроме того, что он так же мелок и ничтожен, как все остальные», – убежден Россин.
Вот и главные герои Россина, как персонажи Гоголя, люди маленькие. Хрупкие и беззащитные, вписанные в пространство глобальных трагедий – войны, холокоста, религиозных репрессий. Счастливы в мире художника, пожалуй, только дети.
«Для художника дети – метафора самого искусства. Дети как чистые, незащищенные существа, и искусство им воспринимается точно так же», – поясняет куратор выставки Алиса Любимова.
Черти и бесы на крестьянских праздниках, а рядом – полотно с Христом-исцелителем. Вся жизнь Соломона Россина – это борьба с ветряными мельницами пафоса и косности.