7 марта 2012, 08:44 7 марта 2012, 09:44 7 марта 2012, 10:44 7 марта 2012, 11:44 7 марта 2012, 12:44 7 марта 2012, 13:44 7 марта 2012, 14:44 7 марта 2012, 15:44 7 марта 2012, 16:44 7 марта 2012, 17:44 7 марта 2012, 18:44

Череду юбилейных торжеств начал Научно-исследовательский институт реставрации

Экспозиция, которая открылась в выставочном зале Научно-исследовательского института реставрации, называется просто и буквально: "Реставрация в ГосНИИР сегодня". Она открывает череду юбилейных торжеств к 55-летию этого уникального учреждения.

Экспозиция, которая открылась в выставочном зале Научно-исследовательского института реставрации, называется просто и буквально: «Реставрация в ГосНИИР сегодня». Она открывает череду юбилейных торжеств к 55-летию этого уникального учреждения. Его история началась в 1957-м, когда в Москве была создана Всесоюзная центральная научно исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных ценностей. Теперь это один из самых высокотехнологичных в стране центров «реанимации» произведений искусства, где возвращают к жизни самых, казалось бы, безнадежных «пациентов». Рассказывают «Новости культуры».

Государственный институт реставрации – это «03» для всех российских музеев. Если нужно срочно спасти или «подлечить» произведение искусства, музейщики в первую очередь звонят сюда. Причем не важно, где находится объект, нуждающийся в реставрации. В ГосНИИРе есть своя скорая помощь. Реставраторы могут выехать в любую точку земного шара. Военно-мемориальный комплекс в Порт-Артуре был воздвигнут по указу Николая Второго в 1912-м году в память о погибших в войне 1905-го года русских солдатах. За 100 лет военное кладбище пришло в запустение, многие надгробия почти полностью разрушились. Впрочем, восстановить их оказалось легче, чем убедить китайских коллег, что это в принципе нужно сделать.

«Дело в том, что в Китае нет понятия реставрации, – рассказывает реставратор по камню ГосНИИР Алексей Кочанович. – Им просто сломать и сделать заново, и в их менталитете это как-то не задерживается. И мы им долго объясняли, что вот перед вами памятник, у него часть отвалилась, и она утеряна, и что это можно воссоздать, восполнить. Они говорят, зачем, давайте все сломаем. Я им объяснял – это как раз реставрация».

Работа реставраторов по количеству затраченного времени и усилий сопоставима с работой художников. Например, это армянское Евангелие XVII века из собрания РГБ создавалось в течение нескольких лет. Столько же ушло на его реставрацию.

«Многие листы этой рукописи оказались сцементированы, как мы выражаемся – связаны между собой, – рассказывает искусствовед Инна Макретцова. – И здесь потребовалось от наших сотрудников колоссальная совершенно работа, чтобы распрямить каждый лист, и вот работа эта продолжается».

С момента основания в 57-м году в ГосНИИРе были отреставрированы сотни произведений, в числе которых бесценные шедевры. Икона Иоанна Богослова XVI века из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, портал Благовещенского собора Московского Кремля, полковое знамя на царствование императора Павла Первого. И это только мизерная часть спасенного. К сожалению, говорит директор ГосНИИРа, не всегда памятники попадают в руки профессионалов. Причина – система тендеров для реставрационных организаций.

«Мы сейчас все чаще и чаще проигрываем эти конкурсы, потому что появилась масса организаций, которые демпингуют стартовые цены на те или иные работы даже до 50 процентов, и выигрывают, – говорит директор ГосНИИР Александр Трезвов. – Потом еще приходят к нам, чтобы нанять нас за пол той половины цены, которую они выиграли».

Эта выставка начинает серию мероприятий, посвященных предстоящему в этом году 55-летию ГОСНИИРа. Работа специалистов-реставраторов как правило остается в тени, но благодаря им сотни музейных экспонатов обретают вторую жизнь.

Читайте также: 

Научно-исследовательский институт реставрации готовится отметить свое 55-летие
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация