2 марта 2012, 08:47 2 марта 2012, 09:47 2 марта 2012, 10:47 2 марта 2012, 11:47 2 марта 2012, 12:47 2 марта 2012, 13:47 2 марта 2012, 14:47 2 марта 2012, 15:47 2 марта 2012, 16:47 2 марта 2012, 17:47 2 марта 2012, 18:47

Какая судьба уготована студии грамзаписи "Мелодия"?

Значение, вес, авторитет знаменитой, если не сказать легендарной, всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" много лет казались незыблемыми. Но в ближайшее время спокойно почивать на лаврах ей не придется – принято решение о приватизации, в процессе которой бесценный архив студии может быть утерян.

Значение, вес, авторитет знаменитой, если не сказать легендарной, всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» много лет казались незыблемыми. Вес в буквальном смысле – за более чем полувековую историю в архивах «Мелодии» накопилось больше двухсот тысяч уникальных аудиозаписей. Но в ближайшее время спокойно почивать на лаврах ей не придется – принято решение о приватизации, в процессе которой бесценный архив студии может быть утерян. Рассказывают «Новости культуры».

Такие пластинки в Советском Союзе расходились миллионными тиражами. Гремевшая когда-то на весь СССР, да и не только, студия грамзаписи «Мелодия», сегодня может потерять уникальный для страны – богатейший аудиоархив. Росимущество, в чьем ведении находится легендарное предприятие, планирует вскоре провести его приватизацию и передать все уникальные аудиозаписи – (как простые документы), в Росархив. Лишившись своего главного достояния, «Мелодия» утратит статус звукозаписывающей компании и просто перестанет существовать.

«Что касается передачи в Росархив, просто нет логического отчета, почему это должно произойти, – говорит директор ФГУП фирма «Мелодия» Андрей Кричевский. – Подходить к этим пластинкам как документам, которые имеют срок хранения 5 лет –это нонсенс».

Чтобы приватизировать предприятие, нужна полная инвентаризация фонотеки. Провести ее в кратчайшие сроки просто невозможно. Ведь в архиве «Мелодии» насчитывается 240 тысяч звукозаписей. И уже несколько лет здесь ведется работа по восстановлению магнитных лент. Последний год – особенно активно. Всего оцифровано 15% аудиофонда.

«Только в «Мелодии» существуют подразделение звукорежиссеров-реставраторов. Они работают ушами, они не работают на компьютерной программе, – рассказывает первый заместитель директора ФГУП фирма «Мелодия» Карина Абрамян. – Вот все, что заложено звукорежиссером при записи – вся задумка, все по деталям восстанавливается. В Росархиве нет таких специалистов, потому что это не их профиль».

Практически всей фонотеки более полувека. Многие магнитные аудиоленты от старости сыпятся прямо на глазах. Достать их из коробки - это уже целое искусство. На реставрацию и оцифровку подобного материала уходят месяцы.

«Фонотеку, которая здесь хранится, вообще перевозить никуда нельзя – она погибнет, – считает звукорежиссер Юрий Богданов. – Если это не аргумент, тогда волевым решением будет уничтожен культурный пласт почти 60-70 лет нашей России, только и всего».

Вся музыкальная история страны прошлого столетия: от мировой классики до сказок. Записи концертов Ойстраха и Когана, Рихтера и Гилельса, Козловского и Лемешева.

Спектакли, концерты классической музыки хранятся здесь, в архиве фирмы «Мелодия». Оркестр под управлением Фердинанда Криша, записи 30-40 годов: «Танго соловья», «Дядя танцует румбу», «Розита». И самое интересное – художественный свист в исполнении Таисии Саввы. Или вот, например: живая запись в консерватории 1947 года. Исполняет Аркадий Райкин.

Многие из записей «Мелодии» были самым желанным подарком. На черном рынке эти пластинки стоили баснословные деньги – своеобразный денежный эквивалент, на который можно было многое приобрести. Винилами обменивались, их давали друг другу «послушать» на время.

Это сегодня записать альбом можно практически дома, а тогда попасть на «Мелодию» было своеобразным символом признания успеха, состоявшейся творческой карьеры. Лучшие мастера, лучшая звукозаписывающая студия – все это было только на «Мелодии».

«Тогда практически вся жизнь профессиональных коллективов, музыкантов, композиторов, певцов большей степени была связана с «Мелодией», чем с телевидением, – рассказывает композитор Анатолий Кролл. – Это была мечта каждого коллектива, потому что это делалось на высоком профессиональном уровне. Ябоюсь, что сегодня, когда этот архив из профессиональных рук попадет в такое общее хранилище, это по существу звучит как приговор, мы потеряем бесценное наследие, цены которому просто нет».

С 98-го года «Мелодия» находится в ведении Росимущества. Сегодня речь идет о том, что чтобы предприятие вернуть в профильное ведомство – Министерство культуры.

«В данном контексте существует целесообразность передачи «Мелодии» в ведение Минкультуры, – считает начальник юридического отдела департамента Министерства культуры Максим Прокш. – Позицию будем отстаивать, Росимущество к мнению Минкульта прислушается».

В полумраке комнат металлические стеллажи и бесконечные ряды картонных коробок. Здесь, в семи комнатах в здании на Карамышевской набережной, и живет теперь легендарная «Мелодия». Свою студию, которая в советское время располагалась в англиканской церкви, фирма освободила еще в 90-х. А теперь «Мелодии» приходится отстаивать самое дорогое – уникальные аудиозапси, музыкальную летопись нескольких эпох.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация