22 февраля 2012, 09:17 22 февраля 2012, 10:17 22 февраля 2012, 11:17 22 февраля 2012, 12:17 22 февраля 2012, 13:17 22 февраля 2012, 14:17 22 февраля 2012, 15:17 22 февраля 2012, 16:17 22 февраля 2012, 17:17 22 февраля 2012, 18:17 22 февраля 2012, 19:17

Отражение событий 1812 года в русском лубке представляет выставка в Музее народной графики

Для современных исследователей лубок – прототип печатных СМИ, аккумулятор информации и пропаганды в доступном изложении. Изучить "народную газету" как вариант "дубины народной войны" предлагает выставка в Московском государственном музее народной графики, посвященная 200-летию победы России в войне 1812 года.

Когда в 1822 году молодой историк Иван Снегирев предложил Обществу любителей российской словесности свой доклад о лубках, старшие коллеги заявили энтузиасту, что наука не может заниматься «столь пошлым и площадным предметом». Для современных исследователей лубок – прототип печатных СМИ, аккумулятор информации и пропаганды в доступном изложении. Изучить «народную газету» как вариант «дубины народной войны» предлагает выставка в Московском государственном музее народной графики, посвященная 200-летию победы России в войне 1812 года. Рассказывают «Новости культуры».

«Ась», право, глух, мусье. Что мучить старика, коль надобно чего спроси у казака». Эта детская азбука появилась чуть позже событий 1812 года. Из этих рисунков можно узнать, что французы были глуховаты, питались в основном грибами, а то и вообще голодали, возвращаясь домой без ног, рук и носов.

Самые редкие экземпляры – вот эти, их автор Иван Теребенев – выпускник императорской Академии художеств. Ненадолго пережил триумф русской армии, дошедшей до Парижа, но прославился и в России, и в Европе. Яркая картинка, лаконичные сатирические надписи – вот Наполеон продает похищенные им древности – все ясно и четко. Кстати, русские сокровища до сих пор ищут на дне Семлевского озера, в Смоленской области.

«По разным данным, в том числе и французским, были брошены под лед те сокровища, которые наполеоновская армия похитила в Москве и в городах, по которым Наполеон шел в Россию, – рассказывает искусствовед Владимир Десятников. – И эти сокровища до сих пор ищут, ничего не найдено. Я, если бы меня спросили бы, сказал бы что надо искать не в Семлевском озере, а в Париже или около него».

Карикатурные французы – вот Наполеона кормят Вяземским пряником и бравые русские офицеры – не единственные герои войны в лубке. Авторы, зачастую неизвестные, изображали сражения и былинные – вот, например, драматичный момент – Илья Муромец поражает Соловья-разбойника. Правда момента тут не главное, главное – показать русский дух. Тут и сила, и храбрость и усы обязательно подкручены. Эта выставку уже видели в Бородино – она открывала новый туристический маршрут Москва, Бородино-Париж. Путь знаменитый – отступали французы через территорию Беларуси – по этому маршруту теперь не только торжественные памятники стоят.

«Знаете, было интересно узнать, что местный предприниматель открыл там бивак, – говорит журналист, писатель Валентин Свинников. – Небольшая гостиничка, собрали артефакты, самое интересное, что не только французы приезжают, швейцарцы – оказывается, было три или четыре батальона швейцарских, из них вернулось на родину человек триста – но у них есть потомки».

Лубок – прототип агитплаката и газетной карикатуры. Лубочные изображения около полувека назад начал собирать Виктор Пензин. Так увлекся, что в конце 80-х создал музей. А потом стал сам рисовать.

«В этом листе рассказана вся история советской Росии – здесь и космонавты, и гражданская война, – рассказывает Виктор Пензин, директор Музея народной графики. – И парад на красной площади, тачанка. Ну и естественно – Мальчиш-Кибальчиш».

В дальнейшем выставку планируют показать в других городах России – тех, что до сих пор стоят на Смоленской дороге, а потом этот простой, лубочный взгляд на войну 1812 го увидят и в Париже и поймут, что русские – самая миролюбивая нация.

 

 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация