17 февраля 2012, 14:47 17 февраля 2012, 15:47 17 февраля 2012, 16:47 17 февраля 2012, 17:47 17 февраля 2012, 18:47 17 февраля 2012, 19:47 17 февраля 2012, 20:47 17 февраля 2012, 21:47 17 февраля 2012, 22:47 17 февраля 2012, 23:47 18 февраля 2012, 00:47

110 лет со дня рождения художника Николая Лозового

С традициями петербургского авангарда знакомит Дом Русского Зарубежья. Здесь открывается выставка к 110-летию со дня рождения художника Николая Лозового.

Художник-авангардист Николай Лозовой по примеру своего учителя Павла Филонова никогда не подписывал свои картины. Считал их достоянием мастерской, отличался природной скромностью и не старался привлечь внимание к своей персоне. Но избежать популярности не удалось. Полотна мастера есть в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Сегодня, к 110-летию со дня рождения Николая Лозового, в Доме Русского Зарубежья открылась персональная выставка «Традиции Петербургского авангарда». В экспозиции представлены графические и живописные работы, созданные в период с 1920-х по 1980-е годы, а также документальные материалы из семейного архива мастера. Рассказывают «Новости культуры».

От петербургского периода, когда Николай Лозовой еще был учеником Филонова и Малевича, до умиротворенного абхазского. Почти ровесник века (родился в 1901 и умер в 1992 году), художник перенес все трагедии ХХ столетия. Участник Гражданской и Великой Отечественной, лишенный избирательного права, узник ГУЛАГа, даже в заключении он продолжал рисовать.

«Человек находился в экстремальных условиях, и там, наверное, многие вещи воспринимаются острее. Поэтому его портреты этого периода наиболее острые, пронзительные. Хотя они и выполнены на подручных материалах, но это очень ярко и передает душевное состояние тех людей, которых он пишет», – говорит директор Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Москвин.

В 1945 он уехал в Сухуми, где прожил до конца жизни. В его работах появились новые краски. Картины абхазского периода и сегодня восхищают искусствоведов своей живостью и неторопливостью. А ведь тогда для того, чтобы заслужить признание, нужно было соответствовать идеологии, о которой Лозовой совершенно не задумывался. Получивший блестящее образование, он преподавал в Сухуми русский язык и просвещал местную интеллигенцию.

«Это было очень важно для тех, кто учился в тот период, когда Николай Лозовой преподавал в Сухумском педагогическом институте. Только сейчас я как сухумчанка понимаю, за счет кого мы были хорошо образованы. За счет таких преподавателей, за счет таких просветителей, как Лозовой», – подчеркивает искусствовед Шазина Агрба.

Он был лично знаком с Мейерхольдом, учился в театральной студии Маршака и Черубины де Габриак. Николай Лозовой оставил после себя множество воспоминаний – архивами занимается семья художника. Его сын Александр – тоже художник. Своими любимыми называет картины, созданные отцом в его присутствии, то есть в Абхазии.

«Настоящий художник, как он мне говорил, должен быть очень скромным. Не пытаться в картинах придумывать сюжеты, чтобы кого-то обмануть или кого-то привлечь. Не делать кич, не выпячиваться со своим творчеством на широкие массы людей», – вспоминает Александр Лозовой.

В наследии мастера мало абстрактных картин, его творчество носило предметный, экспрессивный характер. Его стиль близок к неопримитивизму. Семейная коллекция – на выставке представлена ее часть – вызывает сегодня небывалый интерес среди искусствоведов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация