13 февраля 2012, 16:01 13 февраля 2012, 17:01 13 февраля 2012, 18:01 13 февраля 2012, 19:01 13 февраля 2012, 20:01 13 февраля 2012, 21:01 13 февраля 2012, 22:01 13 февраля 2012, 23:01 14 февраля 2012, 00:01 14 февраля 2012, 01:01 14 февраля 2012, 02:01

130 со дня рождения Федора Мелехина

"Музей не кунсткамера, не хранение редкостей, а дом науки", – утверждал Федор Васильевич Мелехин. Долгие годы имя основателя и первого директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля – старейшего и крупнейшего художественного собрания Сибири – находилось в забвении.

«Музей не кунсткамера, не хранение редкостей, а дом науки», – утверждал Федор Васильевич Мелехин. Долгие годы имя основателя и первого директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля – старейшего и крупнейшего художественного собрания Сибири – находилось в забвении. Один из первых в советской России энтузиастов музейного дела – уроженец Владимирской губернии, выходец из крестьянской семьи. Самообразование получил в Европе; после революции, как многие представители русской интеллигенции, примкнул к армии Колчака, осел в Омске. Став первым директором Западно-Сибирского краевого музея, задался целью создать в нем художественный отдел и с воодушевлением откликнулся на предложение Наркомпроса принять национализированные произведения искусства из Москвы и Петрограда. Сегодня со дня рождения Федора Мелехина исполняется 130 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Адрес музея: дворец» – такое объявление появилось в омских газетах в начале 1924 года, накануне открытия одной из первых в Сибири картинных галерей. Благодаря дипломатическим способностям ее основателя Федора Мелехина под нужды будущего художественного музея было отдано лучшее здание города на Иртыше. 

Одним из первых посетителей нового омского музея стал Николай Рерих, возвращавшийся из своей Транс-гималайской экспедиции. Среди экспонатов сибирской коллекции художник обнаружил и собственные работы, переданные из Русского музея.

«Одна из них была вот эта, "Гнездо преблагое". Он оставил деньги для достойного оформления своих работ. Написал, как оформить нужно было, и его просьба была выполнена», – рассказывает  хранитель фонда графики Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севастьянова. 

Дворцовые интерьеры способствовали тому, что в создающуюся омскую галерею из национализированного музейного фонда были переданы сотни раритетов. Директор Западно-Сибирского краевого музея Федор Мелехин лично выезжал в Москву и Ленинград для отбора и отправки в Омск произведений искусства. Его консультировали Игорь Грабарь и ведущий арткритик двадцатых годов Абрам Эфрос.

«При возможности отбора произведений он выбирал имена первого порядка. В нашей коллекции появились произведения Репина, Врубеля, Серова, Поленова, Васнецова. Благодаря его деятельности в нашей коллекции оказались огромные разделы частных собраний», – отмечает заместитель директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Фарида Буреева.

Знаменитой коллекции Юсуповых принадлежал портрет Екатерины Второй. Произведения, украшавшие интерьеры Романовых, Саксен-Альтенбургских, Рябушинских, стали доступны сибирскому зрителю благодаря настойчивости Мелехина. В ряду «очень необходимых» в списке сюжетов и имен, отсылаемых им в Москву для пополнения музейных фондов, значились произведения уроженца Омска Михаила Врубеля. Так в собрание омского музея попал триптих «Цветы». Это, кстати, единственные хранящиеся за Уралом живописные произведения художника. Омскую коллекцию русского авангарда – полотна Кончаловского, Машкова, Лентулова – тоже инициировал Мелехин. Позже за продвижение левого течения русской живописи он поплатился.

«6 мая 1931 года Мелехин был арестован. Ему вменялись в вину служба у Колчака в чине прапорщика, где он, заведуя просветительским отделом, выпускал плакаты, брошюры, листовки, изображая зверства большевиков. И что штат музея Мелехин подбирал из числа чуждого элемента – дочерей белых генералов, жен белых офицеров», – поясняет хранитель научного архива Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Ольга Крепкая.

Информация о том, почему в период самого расцвета музея вдруг исчез его директор Федор Мелехин, долгое время была под грифом «секретно». Лишь спустя десятилетия из архивных документов ФСБ стало известно, что после ареста и тюрьмы он оказался в старинном сибирском городе Тара, способствовал открытию там краевого музея. А после, получив разрешение на командировку, уехал с семьей в Москву. Больше фамилия Мелехина нигде не встречается. Не сохранилось ни одной его фотографии, неизвестно, где и когда завершился его жизненный путь. Но собранные им свыше четырех тысяч шедевров, по-прежнему остаются гордостью крупнейшего в Сибири художественного музея.

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация