Скульптор Степан Эрьзя - к 135-летию со дня рождения мастера
Простую фамилию Нефедов он сменил на звучный псевдоним Эрьзя. Так называется этническая группа в составе мордовского народа. Скульптора Степана Эрьзю в Европе называли русским Роденом. Почти полжизни мастер провел за границей, до революции жил в Италии. В 1926 году эмигрировал, осел в Аргентине и лишь в 1950 вернулся на родину – вместе с тремя сотнями скульптур, прибывших на специально зафрахтованном корабле. К 135-летию со дня рождения скульптора в Российской государственной библиотеке открылась выставка «Степан Эрьзя и весь мир». Рассказывают «Новости культуры».
Массивные и наделенные силой от самой природы, материалы в его руках становились податливыми. Он создавал портреты в мраморе, использовал цемент и укротил древесину, растущую только в южноамериканских лесах. По твердости, говорят специалисты, она не уступает железу. А потому не случайно названия этих экзотических уроженцев – кебрачо и альгарробо – в переводе означают: «руби топор» и «сожги топор». До него эти породы как материал для создания художественных произведений никто не использовал, а потому и определенной технологии не было. Эрьзя ее придумал.
«Говорят, что однажды у него болели зубы, он пошел к зубному врачу и увидел там, естественно, бормашину. И подумал, а что если принцип, лежащий в основе действия этой адской совершенно техники направить в мирное русло», – рассказывает куратор выставки Елена Бутрова.
Так и получилось. С помощью бормашины, больших и малых насадок он создает, в частности, такие произведения, как портрет Гоголя, аргентинской девушки, отрешенного. В его работах сливаются христианские и языческие мотивы, европейская школа. В этом симбиозе рождается чудо – творчество Эрьзи.
«Имейте в виду, в какие времена жил Эрьзя. Были страшные времена – была революция в России, потом Гражданская война, потом две мировые войны, и через искусство он успел дать другим людям пример: можно жить, можно творить красоту и дать эту красоту всем», – подчеркивает советник по культуре Посольства Италии, директор Итальянского института культуры Адриано Дель Аста.
Жизнь скульптора иллюстрируют альбомы, каталоги, фильмы. В документальной повести бывшего атташе посольства СССР в Аргентине Юрия Папорова, который был лично знаком с Эрьзей, можно найти журнальные публикации, фотографии мастерской. Эрьзя и сам на протяжении жизни кропотливо создавал фотоархив своих работ.
«Эрьзя был сам прекрасный фотограф, это не все знают. Он любую свою работу фотографировал, и благодаря этому в архиве сохранились прекрасные образцы фотографий тех работ, которых уже нет», – добавляет куратор Елена Бутрова.
Организаторы ставят своей целью сохранить его произведения, а также создать их точные копии. Некоторые уже можно увидеть на выставке. Оригиналы его работ находятся в различных музеях мира и частных коллекциях. При жизни Эрьзе предлагали за них немалые деньги, а он повторял, что всего лишь добавляет свою лепту в творение природы, потому и не может продать то, что ему не принадлежит.
Читайте также:
Русский скульптор Эрьзя и весь мир