6 февраля 2012, 18:38 6 февраля 2012, 19:38 6 февраля 2012, 20:38 6 февраля 2012, 21:38 6 февраля 2012, 22:38 6 февраля 2012, 23:38 7 февраля 2012, 00:38 7 февраля 2012, 01:38 7 февраля 2012, 02:38 7 февраля 2012, 03:38 7 февраля 2012, 04:38

"Неофициальное" искусство Александра Харитонова на выставке в Москве

"Картины должны быть маленькими, как иконы, чтобы с ними можно было общаться всю жизнь", – говорил живописец Александр Харитонов. Его персональные выставки стали открываться только во второй половине 1990-х, когда мастера уже не было в живых. В эти дни увидеть его работы можно в галерее "Наши художники".

«Картины должны быть маленькими, как иконы, чтобы с ними можно было общаться всю жизнь»,  говорил живописец Александр Харитонов. Вынужденная принадлежность к «неофициальному» искусству художника не смущала. Он писал не для галерей, а для близких, поэтому и учитывал скромные размеры их «хрущевок». Персональные выставки Харитонова стали открываться только во второй половине 1990-х, когда мастера уже не было в живых. В эти дни увидеть его работы можно в галерее «Наши художники». Рассказывают «Новости культуры».

Кажется, перед зрителем – обычный пейзаж. Но если приглядеться, то можно заметить ангела. В советское время Александр Харитонов возрождал православное искусство, создавал картины-притчи, да и в жизни выбирал духовный путь.

«Он был полон бесконечной радости и любви к людям, и он говорил, я его процитирую: "Жизнь на земле – это великий дар и праздник"», – заверяет вдова художника Татьяна Соколова.

Искусствоведы рассказывают, как впервые увидели эти картины и как не хотелось потом с ними расставаться. 

«Тихо, спокойно, гармонично, и это всегда привлекало к себе. Когда за окном страсти бушевали, а тут вот такая гармония», – говорит заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Знаток иконописи и церковной литературы, он создавал свои иконы, которые были так не похожи на любые другие. Кажется, что на этих картинах – настоящие драгоценные камни, жемчуг и бисер. Но это просто масло и холст. Десятки слоев краски – в каждой маленькой точке.

«Этот его прием – пресловутый харитоновский пуантилизм – точечная манера письма, она вполне современна. И он стал более современным после роковой болезни, потому что перешел к абстракциям», – отмечает искусствовед Михаил Соколов.

К абстракции Харитонов перешел в 1986 году. Когда парализовало правую руку, стал писать левой. Часто под музыку. Мастер признавался: если бы не был художником, то непременно стал бы юродивым. И до последнего верил, что у каждого человека есть свой маленький ангел. Нужно просто внимательно рассмотреть.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация