В столице открывается выставка "Театр", посвященная 50-летию педагогической деятельности Михаила Курилко-Рюмина
Работа театрального художника ценна умением создать декорации, напоминающие полуоткрытую дверь: видно чуть-чуть, но тем интереснее, считает художник Михаил Курилко-Рюмин. Зритель должен наравне с художником со-творить спектакль, этому уже 50 лет мастер учит студентов Суриковского художественного института. Юбилею педагогической деятельности Михаила Курилко-Рюмина посвящена выставка «Театр». Она откроется сегодня в столичном «Новом Манеже». Рассказывают «Новости культуры».
Менялось время, вкусы, техника, но его принципы – никогда. Уже 50 лет Михаил Курилко-Рюмин учит: театральный художник должен быть не просто мастером, а высокообразованным человеком. Треть своих занятий он посвящает общему развитию.
«Что надо интересоваться вещами бытовой культурой того времени, что иногда какая-то маленькая деталь, завитушка, увиденная на перилах или люстра того времени может тебя натолкнуть на целое огромное решение спектакля», – рассказывает художница Александра Суворова.
Благодаря своему учителю выпускница Варвара Лотова теперь знает о Египте почти все. Ее «Аида» должна была выглядеть реалистичной.
«Это костюмы к «Аиде», – показывает она. – И когда я собирала материал, мне показалось, что важную роль играли фактуры. Я тут использовала фактуру песка».
Свой эскиз к спектаклю «Опасные связи» по роману Шодерло де Лакло Александр Купалян сделал предательским – черно-желтым. В цвете, учил Курилко-Рюмин, большая сила.
«Театр должен быть живописным, – считает Купалян. – Театр должен иметь цвет, это одна из задач, как нас учил Михаил Михайлович, передача колорита спектакля».
Эскизы его студентов, как и его собственные – это полноценные произведения искусства. Когда обвиняют в несовременности, мол, в моде давно минимализм и концептуализм – Курилко-Рюмин отвечает категорично: «Настоящая школа живописи та, что создавалась веками – и другой не существует».
«Ребята, сегодня мы будем работать по новому? Что за глупость. Мы будем вгрызаться в пространство пьесы, в то время, в котором она написана, в атмосферу того очаровательного мира «Горе от ума» и «Ревизора» – вот это уловить», – говорит Курилко-Рюмин.
Для Станислава Бенедиктова он по-прежнему учитель, хотя у самого за плечами 30-летний педагогический стаж. Он помнит, как делал эскизы для спектакля «Орфей», заканчивая «Суриковское» в 73-м. И хотя сейчас, признается, написал бы чуть лучше – но и тогда это было вполне профессионально. Курилко-Рюмин умел вложить в студентов самое главное.
Синхрон Станислав Бенедиктов – народный художник России 3007-
«Это сделано с чувством и с любовью, – рассказывает Бенедиктов. – Это самое главное, отеческое без сюсюканий отношение к студентам и если Михаил Михайлович ощущал, что человек хочет учиться, и в нем есть этот дар – максимально шел от индивидуальности студентов».
Театральными художниками не становятся- рождаются,- уверен мастер. В своей работе видит скромную миссию - он всего лишь дает правильные советы.
«Сделал небольшое движение, послушал совета, и ожила работа – это чудо искусства», – говорит Курилко-Рюмин.
В феврале художнику исполнится 89. Собирается писать мемуары: за 50-летний стаж есть о чем рассказать. И главное, ему очень хочется поведать о силе декораций, сделанных по всем правилам высокой академической живописи. А, если получится – найти применение эскизам, что делали его выпускники в разные годы, но так и не смогли реализовать.