Фестиваль эстонской анимации "МультФЭст: Классики и современники"
Особенности национального характера лучше всего изучать с опорой на наглядное пособие. В Москве начал работу фестиваль эстонской анимации – «МультФЭст: Классики и современники». За неделю столичные киноманы смогут изучить более чем полувековую историю эстонской мультипликации почти по дням – от ее первых опытов до фильмов, сделанных уже в независимой Эстонии. В программе фестиваля – девяносто лент. Рассказывают «Новости культуры».
Именно с этого «Сна маленького Пэтера» режиссера Эльберта Туганова и стартовала национальная анимации Эстонии – это случилось в 1958 году. И хотя Туганов и не был эстонцем – он приехал в страну из Баку – именно он и ответственен за рождение национальной эстонской анимации как школы. Для России эстонская анимация теперь – скорее экзотика, по крайней мере, нечто основательно подзабытое. Для эстонцев – основание для гордости.
«У нас есть такие длинные мультфильмы, как «Маленькая собачка Лотта», которую в Америке знают лучше, чем у нас. И национальность здесь не имеет никакого значения», - говорит советник по культуре посольства Эстонии в России Хелене Тедре.
Эстонская анимация начиналась как кукольная, с семидесятых годов появляется рисованная - классика этого жанра - Прийта Пярна - знают во всем мире. И ту, и другую покажут в подробностях на «МультФЭсте» – всего на фестивале пять программ, есть еще и программа исключительно современных анимационных фильмов двух главных эстонских студий «Йонис» и «Нуку».
«Это очень разные мультфильмы – есть интеллектуальное направление, с которым чуть больше связана продукция «Йонис фильм», но есть и фильмы, сохраняющие традиционные жанры, – для детей, на традиционных сказках», - рассказывает заместитель директора Музея кино Максим Павлов.
В таком объеме и качестве эстонские мультфильмы ни в советской России, ни в современной еще не показывали. Для осознания специфики эстонской анимации у зрителей есть еще неделя.