Выставка "Бесконечная Татлин чаша Великого"
Живопись, графика, театральные эскизы. Показать многогранность таланта Владимира Татлина призвана выставка «Бесконечная Татлин чаша Великого», которая открылась сегодня в Третьяковской галерее. Татлин - один из самых мифических художников XX века. Все его экспериментальные работы были практически полностью утрачены. Рассказывают «Новости культуры».
На этой выставке - около шестидесяти работ. От знаменитого холста «Натурщица» до редко выставляемой графики и даже ученических рисунков.
«Татлин начинал с работ натурного плана, он прошел академическую школу образования, в его наследии есть академические рисунки, то есть он вообще был необычайно рукодельный человек, который мог сделать все», - рассказывает куратор выставки Татьяна Ермакова.
Татлину действительно был подвластен любой стиль. Одна из задач этой выставки – показать картины художника, написанные в период его исканий и экспериментов.
«Он был художник такой многогранный, очень интересный, и многое, что придумывали тогда наши художники, но не имели возможности реализовать, многое потом реализовалось - в практике и нашей, и зарубежной», - отмечает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Татлин с юности был увлечен театром. Часто создавал эскизы не для конкретных постановок, а для себя, для зрителя. Во многих работах прослеживаются традиции народного искусства.
«Совершенно замечательная стилистика вырабатывается вот в этих работах, такая движущаяся, напряженная, лаконичные линии и силуэты - это очень красивые вещи. Они такие яркие, народные», - считает Татьяна Ермакова.
Пензенские художники специально для этой выставки реконструировали костюмы, созданные Татлиным в 1923 году для постановки «Зангези» по произведению Велимира Хлебникова. Поэт и художник были близкими друзьями.
«Это было новым словом, как в театральном искусстве, так и в изобразительном, а также в творчестве самого Татлина, - объясняет автор реконструкции костюмов Владимира Татлина Дмитрий Димаков (Пенза). - Костюм смеха строился как бытовой крестьянский. Кочерга -это орудие битвы с персонажем, который называется горе. Мы видим в руках у нее молнию. Молния - это то же самое оружие, оно бьется со смехом».
В экспозиции – и ранние живописные работы Татлина с секретом. Они – двусторонние, что объясняется вполне тривиальными причинами - денег у художника не было, и каждый холст был на вес золота. Увидеть обратную сторону татлинской живописи на этой выставке не получится - если картину перевернуть, сработает сигнализация.