"Внутренние ландшафты" и "Сложность момента" на Московской биеннале
«Внутренние ландшафты» и «Сложность момента» – два проекта Московской биеннале. Выставленные в одно время и в одном месте – Музее декоративно-прикладного и народного искусства. И, если первый привезли белорусские художники, то второй – искусство с Апенин. Но объединяют эти проекты главные персонажи – насекомые. Рассказывают «Новости культуры».
«Ульи – первое, что приходит в голову как метафора сообщества. – рассказывает куратор проекта Павел Войницкий. – В том числе и художественного сообщества, способов коммуникации. И, собственно, так родилась идея ульев».
Авторы создали так называемое «пространство соучастия», в центре которого – пасека. Ее ульи, еще хранящие аромат меда, привезены из экспедиций, модернизированы и превращены в предметы искусства. В дополнение к ним - белые листы бумаги с текстом, которые зритель должен дополнить «выдуманной» картинкой. Более масштабные арт-исследования представил Пьетро Руффо. Его картины, рисунки, инсталляции демонстрируют главенство природы над человеком. Итальянец уверен - на месте любых построек со временем появится лес. И насекомые у Руффо не столь однозначны. Так жуки – это разрушители. А вот стрекозы - символ свободы. К тому же, их размещение на портретах философов французской революции, подчеркивает разницу в понятиях свободы «негативной» и «позитивной».
«Стрекоза выбрана как символ не случайно, – говорит художник Пьетро Руффо. – Это с одной стороны хрупкое насекомое – она у меня, кстати, из бумаги – может развивать феноменальную скорость в полете. С другой стороны, жизнь этого насекомого слишком коротка».