"Чудеса под микроскопом" от Анатолия Коненко
В Музее истории Екатеринбурга сегодня открылась выставка "Чудеса под микроскопом" знаменитого омского микроминиатюриста Анатолия Коненко. На выставке представлено более 400 работ мастера, которые снабжены лупами и специальными увеличивающими оптическими устройствами.
Среди экспонатов - модель земного шара, которая постоянно вращается со скоростью 1 оборот в минуту. Модель Эйфелевой башни на лапке комара мастер сделал высотой в 3,2 милиметра, так как высота настоящей башни составляет 324 метра. Еще один оригинальный экспонат - микрокнига из засушенных лепестков роз, на страницах которой напечатаны все стихи о розах Пушкина. Особое внимание посетителей привлекают самая маленькая в мире мышеловка, книга "Хамелеон" Чехова, миниатюрный карточный домик, караван верблюдов в игольном ушке.
Как рассказывает сам мастер, на работу уходит от месяца до года. "Никогда не знаешь, сколько времени можешь потратить. Каждый экспонат требует своего подхода. К примеру, на скрипку высотой в 6 милиметров ушло около года. Я делал ее из разных пород косточек разных деревьев - их же нельзя покрывать краской. Даже к окончанию работы при неправильном вздохе можно все испортить", - сказал Коненко.
Для создания некоторых экспонатов мастер изготавливал специальные инструменты. К примеру, для деревянных точеных шахматных фигурок высотой 2,0-3,8 милиметра пришлось создать токарный станок. Для изготовления миниатюр используются дорогостоящие материалы: платина высшей пробы, золото, серебро, кость мамонта, кометный метеорит.
Коненко начал заниматься искусством микроминиатюры в 1981 году. За короткий период изобрел и освоил технологии письма на рисовых, маковых зернышках, а затем и на человеческом волосе. В 2002 году его микрокнига "Хамелеон" Чехова размером 0,9х0,9 милиметров была занесена в Книгу Рекордов Гиннесса. Этот рекорд поставил Россию на первое место в мире в области издательского мастерства микрокниг. Работы Анатолия Коненко хранятся во многих музеях Германии, Дании, России, США, Чехии, Японии, частных коллекциях.