30 ноября 2011, 09:39 30 ноября 2011, 10:39 30 ноября 2011, 11:39 30 ноября 2011, 12:39 30 ноября 2011, 13:39 30 ноября 2011, 14:39 30 ноября 2011, 15:39 30 ноября 2011, 16:39 30 ноября 2011, 17:39 30 ноября 2011, 18:39 30 ноября 2011, 19:39

Уильям Блейк и музыка, навеянная его фантазиями, встретились на "Декабрьских вечерах"

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина наступили "Декабрьские вечера": площадка та же – Белый зал. Тема уникального фестиваля, соединяющего музыку и живопись, всякий раз – новая и непременно концептуальная. В этом сезоне она звучит так: "Безумные песни: фантазии и видения".

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина наступили «Декабрьские вечера»: площадка та же – Белый зал. Среди зрителей и слушателей преобладают поклонники «со стажем». Однако тема уникального фестиваля, соединяющего музыку и живопись, всякий раз – новая и непременно концептуальная. В этом сезоне она звучит так: «Безумные песни: фантазии и видения». Рассказывают «Новости культуры».

На концерты фестиваля «Декабрьские вечера» публика старается прийти заранее. Выставки, которые готовят специально к этому фестивалю, не менее интересны, чем концерты. Но сегодня – случай совсем особый. Уильям Блейк, в России больше известный, как поэт, представлен сразу в двух художественных измерениях. Впервые в России показаны его живописные работы из лондонской галереи Тейт-Бритен. И, вероятно, также впервые звучат вокальные циклы на стихи Блейка. Ситуация, уникальная даже для британских музыкантов!

«Это особенный опыт! – говорит гобоист Дэниел Бэйтс. – Исполнять музыку, вдохновленную стихами Блейка, среди его работ. Честно говоря, его стихи весьма сложны. До их смысла порой надо буквально продираться, это порой нелегко. Хорошо, что они положены на музыку. Когда понимаешь, что хотел сказать композитор, тогда и стихи Блейка легче понять».

Чтобы российским слушателям не мешал языковой барьер, тексты были переведены на русский. Многие слушали, не отрываясь от программок.

Не одно поколение британских композиторов обращалось к поэзии поэта конца XVIII – начала XIX века. Правда, надо заметить, что этот интерес пришел только в веке XX. В 1930 появился балет Воан-Уильямса «Иов», вдохновленный стихами Блейка. А позже к 200-летию со дня рождения поэта этот композитор написал «10 песен на стихи Блейка». Цикл написан для уникального состава исполнителей – сопрано в сопровождении гобоя.

К стихам Блейка обращался Бенджамен Бриттен, самый известный английский композитор, Дмитрий Смирнов, он родился в Минске, учился в Москве, сейчас живет в Великобритании. На стихи Блейка написал свое первое сочинение Родерик Уильямс.

«В библиотеке у моего папы было много поэтических сборников, в том числе и книги Блейка, – рассказывает Уильямс. – Некоторые его стихи мне очень нравились, и я решил написать для них музыку. У моего отца был хороший голос, хотя он был бизнесмен. Он мог бы их петь, а я ему аккомпанировать на рояле».

Позже сам Родерик Уильямс стал певцом, у него прекрасный баритон. Но не расстался он и с композицией. Пишет для голоса, для хора, для оркестра. А его первое сочинение на стихи Блейка, созданное в 14 лет, папа тогда спел в кругу друзей. В Москве, на фестивале «Декабрьские вечера» эти две песни впервые прозвучали на публике.

Читайте также: 

Произведения Уильяма Блейка в ГМИИ имени Пушкина 

Пушкинский музей открывает выставку Уильяма Блейка

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация