24 октября 2011, 20:44 24 октября 2011, 21:44 24 октября 2011, 22:44 24 октября 2011, 23:44 25 октября 2011, 00:44 25 октября 2011, 01:44 25 октября 2011, 02:44 25 октября 2011, 03:44 25 октября 2011, 04:44 25 октября 2011, 05:44 25 октября 2011, 06:44

Театр как скрипка

Зал как скрипка – это не метафора, а основной тезис, которого придерживались при реставрации исторической сцены Большого театра.

Зал как скрипка – это не метафора, а основной тезис, которого придерживались при реставрации исторической сцены Большого театра.

Кавос, восстанавливая в 1856 году театр после пожара, изменил геометрию зрительного зала, превратив все пространство в гигантский музыкальный инструмент. По кривой была перестроена стена зрительного зала, увеличилась портальная арка сцены, а в конструкциях и в отделке использовалось дерево – специально отобранная ель. Таких искривленных лож нет в других исторических театрах, привычная для залов европейских опер форма – колокол. Тем ценнее уникальное акустическое решение Большого.
Гриф «скрипки» Кавоса располагался в районе царской ложи. Деревянными были деки плафона и пола партера, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов, сам пол партера. Кавос отказался от гипсовой лепнины – чтобы не портить звук. Вместо гипса в декоре использовали папье-маше. В советское время многие деревянные конструкции были залиты бетоном, орнаментальные украшения изменили не только очертания (императорские вензеля не могли оставаться в главном театре советского государства), гипсовая лепнина отвоевывала место внутри скрипки… Геометрия зала и здания менялась – надо было залатывать дыры, спасая театр. Слоеный пирог, который представлял из себя фундамент, преподносил неприятные сюрпризы: однажды зрителям едва удалось выбраться из лож, двери в которых перестали открываться – здание неожиданно осело, в стенах появились трещины, а двери просто заклинило.

Реконструкция Большого была призвана решить все проблемы разом: сохранить здание, вернуть утраты и облегчить жизнь труппе.

В зрительном зале восстановили акустику. Многие зрители помнят тесные кресла Большого – зал готовили к Первому съезду народных депутатов и перед его организаторами стояла цель посадить как можно больше людей.  Тесные кресла остались только в памяти. В обновленном зале свободно стоят новые деревянные стулья. Все предметы – шторы, светильники, кресла – прошли специальную акустическую экспертизу.
Михаил Сидоров, представитель компании подрядчика, с гордостью рассказывал журналистам о тонкостях процесса реставрации, тем более что каждый шаг был сопряжен с проблемами. Оказалось, например, что восстановить лепнину из папье-маше – не самое простое дело, бумагу по рецептам двухвековой давности удалось найти лишь на одном отечественном заводе. Еще сложнее оказалось восстанавливать позолоту – команду реставраторов собирали из разных городов, а технологию пришлось воссоздавать по крупицам. Отдельного рассказа заслуживают и реставраторы, восстанавливавшие гобелены в фойе театра.

Шесть этажей над сценой, шесть этажей под сценой, бесконечные лестницы и переходы из здания в здание, огромная гидравлическая машина, оркестровая яма на 130 человек. Репетиционный зал под крышей, зал-трансформер под землей, в Бетховенском фойе. Кажется, что реконструкция Большого театра собирается побить не один рекорд в области самых смелых технических решений. Но это техника, какой же бог появится из новых машин?

На пресс-конференции директор Большого театра Антолий Иксанов обещает, что первая же премьера сезона – «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова – удивит зрителей. По словам создателей, дирижера-постановщика Владимира Юровского и режиссера Дмитрия Чернякова, спектакль получился сказкой для взрослых – увлекательной, непростой, а иногда даже страшной. Новый сценический свет, возможности по смене декораций, да и просто отдельные – удобные – репетиционные залы для хора, балета и оркестра помогут труппе Большого сделать сезон возвращения на историческую сцену ярким, уверены в театре.

Оценить все новшества можно будет  на гала-концерте открытия исторической сцены – 28 октября будет задействовано почти все, что может сейчас предоставить театр своим постановщикам. Как это будет, все телезрители смогут увидеть сами. 28 октября в 21:40 на телеканале «Россия-Культура» – мировая премьера: трансляция торжественного открытия Главной сцены Государственного академического Большого театра России. Перед трансляцией – спецвыпуск программы «Билет в Большой» (начало в 20:25) и передача «Иван Козловский, Сергей Лемешев. Песни и романсы» (начало 21:15). 30 октября в 18:40 – премьера документального фильма «Большой. Ренессанс».

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация